Статья 6 ГрК РФ (действующая редакция). Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

3.1) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций;

3.2) осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

3.3) обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

3.4) установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

3.5) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;

3.6) установление правил формирования и ведения классификатора строительной информации;

3.8) установление правил формирования и ведения информационной модели, состава сведений, документов и материалов, подлежащих включению в информационную модель;

3.9) перечень случаев, при которых формирование и ведение информационной модели являются обязательными;

3.10) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) установление порядка ведения единой информационной системы, требований к порядку включения сведений, документов, материалов в форме электронных документов, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, и (или) информационных моделей в единую информационную систему, а также порядка ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации;

4.1) установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов;

5) утратил силу;

5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;

5.2) установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания данной платы;

5.3) установление порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.4) установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.5) установление порядка ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.6) ведение государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.7) установление порядка аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядка продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.8) проведение аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, аннулирование квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.9) установление порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.10) ведение реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

5.11) установление критериев типовой проектной документации;

5.12) установление порядка признания проектной документации типовой проектной документацией, срока применения типовой проектной документации, порядка отмены решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, порядка принятия решения о признании функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в типовой проектной документации, типовыми проектными решениями, а также случаев обязательного использования типовой проектной документации;

6) утверждение положения о федеральном государственном строительном надзоре и общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора (далее — государственный строительный надзор), организация научно-методического обеспечения государственного строительного надзора;

7) осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7.1) осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

7.2) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, муниципальных округов, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7.3) установление порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов;

7.4) утратил силу с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

7.5) утверждение сметных нормативов;

7.6) утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов;

7.7) установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию;

7.8) установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;

7.9) формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов;

7.10) ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;

7.11) установление порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов;

7.12) формирование и ведение классификатора строительных ресурсов;

7.13) установление порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов;

7.14) утверждение укрупненных нормативов цены строительства;

7.15) утверждение методик разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства;

7.16) установление порядка утверждения укрупненных нормативов цены строительства;

7.17) утверждение порядка определения сметной стоимости строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;

7.18) утверждение классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства);

7.19) установление порядка формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства (далее — реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса);

7.20) формирование и ведение реестра требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;

7.21) формирование и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства;

7.22) установление порядка формирования и ведения реестра документов;

7.23) формирование и ведение реестра документов;

8) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

2. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

2.1. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

2.2. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

3. Утратила силу с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

Комментарий к Ст. 6 ГрК РФ

1. В данной статье установлены полномочия органов государственной власти федерального уровня, а именно Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных.

Указанные в данной статье полномочия органов государственной власти предполагают совершение названными органами власти определенных действий (самостоятельно, совместно с иными органами власти или по согласованию с ними), реализацию возложенных на них нормотворческих функций либо иных конкретных функций.

Необходимо отметить, что в названии и ч. 1 комментируемой статьи 6 ГрК РФ употребляется определение «полномочия органов государственной власти Российской Федерации». Вместе с тем Кодексом установлены полномочия лишь Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, но не установлены полномочия иных федеральных органов государственной власти <1>. Если названное определение толковать расширительно, то это означает, что определение «органы государственной власти Российской Федерации» распространяется и на Президента РФ, и на иные федеральные органы государственной власти.
———————————
<1> В действующем законодательстве Российской Федерации под федеральными органами государственной власти понимаются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ (см. ст. 3 Федерального закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170).

Например, если в тексте статей Кодекса указывается, что органы государственной власти Российской Федерации вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации (ч. 10 ст. 11 Кодекса), то это означает, что все органы власти, которые согласно действующему законодательству Российской Федерации являются федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ, вправе реализовать указанное право <1>.
———————————
<1> Более подробно об административно-правовом статусе и компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Российской Федерации см.: Лазарев Б.М. Органы государственного управления. М., 1972; Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств. М., 2004.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, указанные в комментируемой статье, имеют определенные формы реализации.

Положения о подготовке и утверждении документов территориального планирования Российской Федерации предполагают наличие в себе ряда материальных вопросов и совершение ряда процессуальных действий или соблюдение административных процедур.

Материальные нормы в основной своей массе, как правило, устанавливаются законодательством. Материальными нормами законов устанавливаются сферы (отрасли) регулирования, предметы регулирования или институты права.

Так, установлено, что документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

2) обороны страны и безопасности государства;

3) развития энергетики;

4) утратил силу;

5) утратил силу;

6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

8) развития космической деятельности;

9) естественных монополий и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.

Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе: 1) объектов федеральных энергетических систем; 2) объектов использования атомной энергии; 3) объектов обороны и безопасности; 4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; 5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность; 6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; 7) линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, и иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Решение процессуальных вопросов, как правило, устанавливается подзаконными правовыми нормативными актами, принятие которых в комментируемом Кодексе возложено в основном на Правительство РФ.

Например, комментируемым Кодексом установлено, что Правительством РФ утверждаются схемы территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 11), устанавливаются состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы (см. ч. 12 ст. 11), порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии (ч. 12 ст. 12), порядок подготовки и утверждения плана реализации схемы территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 13), порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов РФ, состав и порядок работы согласительной комиссии (см. ч. 12 ст. 16), порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии (см. ч. 3 ст. 18).

Как можно увидеть, процессуальные аспекты в основном регулируются подзаконными актами Правительства России в виде установления порядка подготовки, внесения, обсуждения и принятия решений, которые регламентируются правовыми актами процессуального характера — регламентами.

Так, деятельность Правительства России при подготовке актов о территориальном планировании установлена Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства России от 1 июня 2004 г. N 260 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в подготовке проектов правовых актов и решений Правительства России, касающихся схем территориального планирования Российской Федерации, должны руководствоваться в своей деятельности регламентом работы, подготовленным в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 <1>; а также взаимодействовать друг с другом при подготовке проектов правовых актов и решений Правительства, руководствуясь Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.

<2> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.

Согласно комментируемому Кодексу по несогласованным вопросам схемы территориального планирования Российской Федерации Правительство РФ может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, предусматривающую размещение объектов капитального строительства федерального значения (ч. 13 ст. 12).

Как уже указывалось, в содержание комментируемой статьи включены и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Например, в подготовке и утверждении документов территориального планирования Российской Федерации вправе участвовать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на который возложено право согласовывать проекты схемы территориального планирования субъектов РФ в случаях, указанных в комментируемом Кодексе (см. часть 1 ст. 16) <1>.
———————————
<1> Необходимо учитывать, что не подлежат обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность (см. названный Федеральный закон в редакции от 21.12.2004 N 172-ФЗ).

При подготовке документов территориального планирования Российской Федерации органы власти, готовящие документы, должны руководствоваться Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150 <1> (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2003 г. N 4207).
———————————
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 15.

2. На федеральном уровне от имени органов государственной власти Российской Федерации в утверждении документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения участвуют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Перечень документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения указан в ст. 10 комментируемого Кодекса. Случаи утверждения такой документации предусмотрены различными иными статьями комментируемого Кодекса.

Схемы территориального планирования Российской Федерации, утверждаемые Правительством РФ, могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных ч. 1 ст. 12 Кодекса. Однако в случае поступления от одного или нескольких субъектов РФ сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, может приниматься решение о создании согласительной комиссии (см. ч. 8 ст. 12 Кодекса).

Поскольку в комментируемом Кодексе не определен статус данной комиссии, можно предположить, что она будет иметь статус рабочего органа Правительства РФ <1>, который и будет готовить материалы для принятия Правительством РФ решения об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации, об отклонении представленной документации или о направлении ее на доработку (см. ч. 13 ст. 45 Кодекса).
———————————
<1> Согласно Регламенту Правительства РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260, могут создаваться комиссии в качестве координационных или совещательных органов, в том числе для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, правительственные и межведомственные комиссии. Необходимо отличать комиссии, созданные как координационные или совещательные органы, от правительственных комиссий, которые создаются в случаях, предусмотренных законами, актами и поручениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и возглавляются Председателем Правительства РФ или другими членами Правительства РФ и межведомственных комиссий, которые создаются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого и межтерриториального значения (СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313).

Схемы территориального планирования Российской Федерации, включающие в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов обороны и безопасности, утверждаются в порядке, установленном специальным законодательством Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 11 Кодекса).

Схема территориального планирования Российской Федерации должна реализовываться по плану реализации схемы. Порядок утверждения плана реализации схемы территориального планирования Российской Федерации устанавливается Правительством РФ (см. ч. 1 ст. 13 Кодекса).

Подготовка проектов документов территориального планирования может осуществляться органами власти, указанными в ч. 2 ст. 27 Кодекса. В ч. 3 данной статьи перечислены инициаторы совместной подготовки документов территориального планирования.

Для совместной подготовки проектов создается соответствующая комиссия (см. ч. 7 ст. 27 Кодекса). Порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования, состав, порядок создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов могут устанавливаться Правительством РФ (см. ч. 13 ст. 27 Кодекса).

В развитие ч. 7 ст. 42 ГрК РФ нормативными правовыми актами Российской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ, соответствующего федерального министерства) могут устанавливаться состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 45 комментируемого Кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вправе принять решение о подготовке документации по планировке территории. Они же должны обеспечить подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения.

3. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности должно осуществляться в случаях, определенных комментируемым Кодексом, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <1> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что в рамках технического регулирования должны разрабатываться и приниматься технические регламенты — документы, которые приняты международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования в целях применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии и т.д.

Названным Федеральным законом предусмотрены два вида технических регламентов. Это общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Названным Федеральным законом также установлены и полномочия органов государственной власти по разработке, подготовке, принятию и т.д. технических регламентов.

Комментируемым Кодексом технические регламенты в сфере градостроительства не различаются. Лишь в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указывается, что в градостроительной сфере могут быть технические регламенты по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Кодексом также установлено, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации, в том числе техническими регламентами (ч. 2 ст. 4 Кодекса). При этом ограничений на применение процессуальных и материальных норм о порядке подготовки технических регламентов в сфере градостроительства, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», в комментируемом Кодексе не содержится.

Кодексом дано толкование определения «технический регламент» в п. 9 ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 36. В ч. 5 ст. 36 Кодекса указываются случаи, когда градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с иным законодательством Российской Федерации. При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе определить перечень земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (см. ч. 7 ст. 36 Кодекса).

Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлены условия действия проектов документов территориального планирования, документации по планировке территорий, проектной документации и иных документов до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы технического регулирования в области градостроительной деятельности, относятся акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые в рамках их компетенции <1>. Так, Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 утверждены Правила финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования <2>, в том числе технических регламентов <3>.
———————————
<1> Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

<2> СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5204.

<3> См. также: Постановления Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию» (СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3375), от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах» (СЗ РФ. 2003. N 45. Ст. 4391), от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367).

4. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. ч. 7 ст. 56 Кодекса). Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности установлен ст. 57 комментируемого Кодекса <1>.
———————————
<1> См. также: действующие статьи Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г.

Частями 5, 7 и 10 ст. 57 Кодекса на Правительство РФ возложена обязанность устанавливать порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам, максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы.

5. Полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации частично регламентируются комментируемым Кодексом, частично должны регламентироваться правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Например, установление порядка проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядка ее взимания возложено на Правительство РФ (см. ч. 8 ст. 29; ч. 11 ст. 49 Кодекса).

Федеральным органам исполнительной власти настоящим Кодексом предоставлено право по собственной инициативе направлять проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29). Кодексом также установлено, что государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, или подведомственным ему государственным учреждением (см. ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 49).

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ <1> внесено дополнение, уточняющее объекты такой экспертизы. Теперь государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, подлежащих государственной охране в связи с тем, что они являются стратегически важными для страны. Это объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, объекты обороны и т.д. Перечни таких объектов устанавливаются отраслевым законодательством.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

В настоящее время п. 5.1 настоящей ст. 6 ГрК РФ изменен и изложен в новой редакции, согласно которой организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в ст. 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов, относятся к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

Такая правовая норма существенно конкретизирует и объекты, в отношении которых органы государственной власти Российской Федерации получили определенные полномочия, и в ней уточнены сферы деятельности, в которых указанные органы власти обязаны проводить государственную экспертизу проектной документации названных объектов строительства.

Следует иметь в виду, что в названном дополнении указывается не только строительство (создание новых) объектов, но и реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов, поскольку к перечисленным в п. 5.1 комментируемой статьи объектам отнесены в основном те объекты, к которым должны применяться особые условия их реконструкции или капитального ремонта.

Особенности реконструкции и капитального ремонта особых объектов в Российской Федерации устанавливаются на подзаконном уровне.

Так, Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденным Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 30 августа 1999 г. N 64 <1>, установлено, что требования указанного Положения являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих разработку градостроительной документации, проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, включая промышленные комплексы, инженерные сооружения, подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
———————————
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 38.

По объектам культурного наследия существует порядок, в соответствии с которым проектная документация должна согласовываться с соответствующими органами управления в сфере культуры и содержать в себе указания на дополнительные требования по установке специальной техники. Например, сигнализация на объектах культуры должна быть только сертифицированной <1>.
———————————
<1> См.: Приказ МВД, Минкультуры, Росархива от 25.05.1998 N 315/255/38.

После принятия решения о реконструкции и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения) должна вырабатываться концепция реконструкции и реставрации, и только на основе ее может быть подготовлена проектная документация, а ход проведения работ осуществляется под строгим контролем соблюдения требований, предусмотренных утвержденной проектной документацией.

6. Установление порядка осуществления государственного строительного надзора возложено на Правительство РФ (см. ч. 8 ст. 54 ГрК). Вместе с тем Кодексом не установлено, на какой орган власти или государственное учреждение возлагается организация научно-методического обеспечения такого надзора. Кодексом также не определено, какой орган власти вправе возложить на тот или иной субъект управления организацию научно-методического обеспечения строительного надзора.

При применении названных норм необходимо руководствоваться нормами о полномочиях Правительства РФ <1> и федеральных органов исполнительной власти, наделенных специальной компетенцией <2>.
———————————
<1> Основной объем полномочий Правительства РФ закреплен в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376), отраслевых федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ.

<2> Полномочия федеральных органов исполнительной власти закрепляются положениями об этих органах власти, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 <1> установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

Правоприменителей не должно смущать то, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях <1> сохраняется положение о том, что в системе органов государственного архитектурно-строительного надзора в составе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области строительства и архитектуры, могут создаваться главные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (см. ст. 23.56).
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

В субъектах Российской Федерации могут создаваться инспекции государственного архитектурно-строительного надзора или главные управления государственного строительного надзора. Это положение скоро будет изменено.

7. Случаи осуществления государственного строительного надзора предусмотрены ст. 54 Кодекса.

Осуществление государственного строительного надзора возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (см. ч. 3 ст. 54 Кодекса). Более того, в Кодексе речь идет не об одном уполномоченном органе, а, например, как в ч. 14 ст. 45, об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Исходя из норм Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» <1>, Правительство России вправе уполномочить тот или иной федеральный орган исполнительной власти на осуществление государственного строительного надзора, если орган власти включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемую Президентом РФ. По административно-правовому статусу это может быть федеральная служба со специальной компетенцией или ее структурное подразделение. На практике Правительством России определены иные организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере строительного надзора.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376.

В настоящее время проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству <1>.
———————————
<1> См.: Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 286 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 <1> установлено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

До внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, его заместители осуществляют полномочия соответственно начальника главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, его заместителей;

б) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, их заместители, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители осуществляют полномочия соответственно начальников инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, их заместителей.

Постановлением Правительства России от 20 ноября 2006 г. N 702 <1> установлено, что причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются технической комиссией, образуемой вышеназванными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 48. Ст. 5033.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в Российской Федерации не будет единого федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление строительного надзора, а в каждой сфере государственного управления могут действовать несколько федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять строительный надзор, и технические комиссии, которые указанным Постановлением наделены специальной компетенцией.

Так, техническая комиссия вправе решать следующие задачи:

а) устанавливать факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определять существо нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов проверять соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»;

б) устанавливать характер причиненного вреда и определять его размер;

в) устанавливать причинно-следственную связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и возникновением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;

г) определять необходимые меры по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В настоящее время комментируемая статья 6 ГрК России дополнена пунктом 7.1, согласно которому установлено, что к ведению органов государственной власти Российской Федерации относится осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Введение такого положения продиктовано тем, что разграничение совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов завершается, субъектам Федерации и органам местного самоуправления передана часть государственных полномочий в сфере государственного контроля и надзора в градостроительной сфере.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.) переданные с федерального уровня государственные полномочия подлежат контролю.

Из сказанного выше вытекает, что осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство обороны Российской Федерации.

8. К осуществлению иных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, установленных настоящим Кодексом, относятся:

— соблюдение принципа ответственности за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (см. п. 6 ч. 1 ст. 2 ГрК);

— подготовка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 11);

— представление предложений о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ (см. ч. 8 ст. 15) и в схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ч. 8 ст. 20);

— право обращения к главам местных администраций поселений, главам местных администраций городских округов с предложениями о внесении изменений в генеральные планы (см. ч. 16 ст. 24);

— установление порядка выполнения заказа на подготовку документации по планировке территории (см. ч. 8 ст. 45);

право оспаривания в судебном порядке документации по планировке территорий (см. ч. 17 ст. 45);

— право дополнительной правовой регламентации порядка подготовки документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (см. ч. 18 ст. 45);

— установление требований к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состава и порядка ведения исполнительной документации, форм и порядка ведения журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядка консервации объекта капитального строительства (см. ч. 9 ст. 52);

— установление порядка проведения строительного контроля (см. ч. 8 ст. 53);

— право запрашивать в органах местного самоуправления сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 6 ст. 57);

— право принятия решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61).

К иным полномочиям Правительства РФ Кодексом отнесены:

— установление порядка обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения и порядка его согласования (см. ч. 8 ст. 24, ч. 1 ст. 25);

— установление случаев направления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти представленных на согласование проектов генеральных планов на государственную экспертизу (см. ч. 6 ст. 25);

— установление запрета на использование земельных участков и объектов, если их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (см. ч. 10 ст. 36);

— установление формы градостроительного плана земельного участка (см. ч. 5 ст. 44);

— утверждение документации по планировке территорий, представленной уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (см. ч. 14 ст. 45);

— установление видов инженерных изысканий, порядка их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также составов и форм материалов инженерных изысканий, порядка формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 6 ст. 47);

— право устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (см. ч. 10 ст. 48);

— установление состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам (см. ч. 13 ст. 48);

установление порядка аккредитации организаций, имеющих право проводить негосударственную экспертизу проектной документации (см. ч. 3 ст. 50);

— установление формы разрешения на строительство и порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ч. 16, 22 ст. 51);

— установление порядка внесения изменений в утвержденную проектную документацию (см. ч. 7 ст. 52);

— установление перечня документов, помимо предусмотренных Кодексом, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. ч. 4, 12 ст. 55);

— установление порядка выявления причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (см. ч. 2 ст. 62);

— согласование проектов генерального плана города Москвы (см. ч. 4 ст. 63).

Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти Кодексом предоставлено право на:

— участие в согласовании проектов схем территориального планирования муниципальных районов (см. ст. 21);

— направление уведомления о принятом решении главам поселений, главам городских округов, применительно к территориям которых принято определенное решение (см. ч. 7 ст. 45);

— утверждение документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется физическим или юридическим лицом и по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории (см. ч. 9 ст. 45);

— проведение проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям Кодекса и принятие решений о направлении ее в Правительство РФ (см. ч. 12 ст. 45);

— осуществление строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (см. ч. 3 ст. 54) <1>.
———————————
<1> Необходимо иметь в виду, что органы государственной власти могут нести субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ).

К иным полномочиям федеральных органов исполнительной власти Кодексом отнесены:

— направление в комиссию предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в определенных случаях (см. п. 1 ч. 3 ст. 33);

— право выдачи разрешений на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент (см. ч. 5 ст. 51);

— право выдачи разрешений для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, или отдельных этапов строительства, реконструкции; проведения проверок наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 6, 11, 12 ст. 51);

— право получения бесплатно одного экземпляра копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);

продление срока действия разрешения на строительство (см. ч. 20 ст. 51 ГрК);

— выдача заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (см. п. 9 ч. 3 ст. 55);

— право и обязанность органов, выдавших разрешение на строительство, обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и принятие решения о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения (см. ч. 5 ст. 55).

Кодексом установлены и определенные запреты для органов государственной власти Российской Федерации. Например, органам государственной власти запрещается принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено отдельным законом (см. ч. 4 ст. 9). Органам государственной власти не разрешается самостоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса).

Второй комментарий к Статье 6 Градостроительного кодекса

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов государственной власти РФ (то есть федеральных органов) в области градостроительной деятельности. К числу этих органов согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Характерно, что в данной статье перечисляются конкретные правомочия без их «привязки» к какому-либо федеральному органу власти. Включение указанных полномочий к компетенции тех или иных федеральных органов государственной власти и их конкретизация производится в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

1.1. В целом полномочия (в том числе в сфере градостроительства) федеральных органов государственной власти и порядок их осуществления определяются Конституцией РФ, федеральными законами (в том числе конституционными), а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня.

Важные полномочия в области градостроительной деятельности осуществляет высшее должностное лицо страны — Президент РФ. Президент РФ функционирует на основании Конституции РФ (глава 4) и как глава государства вправе выступать субъектом законодательной инициативы по градостроительным вопросам, может издавать отдельные правовые акты (в том числе нормативные) — указы и распоряжения в области градостроительной деятельности.

Законотворческие функции и полномочия (в том числе в области градостроительства) могут осуществляться Федеральным Собранием РФ. Они определены Конституцией РФ (глава 5) и реализуются его палатами — Советом Федерации и Государственной Думой в соответствии с их внутренними регламентами.

Значительное число из указанных полномочий на федеральном уровне в области градостроительной деятельности осуществляет Правительство РФ, которое действует на основании главы 6 (ст. ст. 110 — 117) Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Как орган общей компетенции Правительство РФ, прежде всего, принимает многочисленные нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные документы, касающиеся управления и решения конкретных вопросов в сфере градостроительства (см. комментарий к п. 1 ст. 3).

В частности, Правительство РФ устанавливает (утверждает) порядок проведения различных действий и процедур в сфере градостроительства. Например, полномочия, предусмотренные п. п. 4 и 5.4 комментируемой статьи, осуществляет именно Правительство РФ путем установления порядка, соответственно: 1) аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (ч. 3 ст. 50 ГрК РФ) и 2) взимания платы за предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ч. 7 ст. 57 ГрК РФ).

Осуществление иных полномочий, указанных в п. 8 ч. 1 комментируемой статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, также обеспечивается Правительством РФ. Например, согласно ч. 12 ст. 16 ГрК РФ Правительство РФ устанавливает порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов РФ, состав и порядок работы согласительной комиссии, устанавливает минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207) и др.

Многие из указанных полномочий в градостроительной сфере осуществляют федеральные министерства, агентства и службы, входящие в систему органов исполнительной власти в стране, утверждаемую Президентом РФ. В целом ряде статей ГрК РФ в качестве субъекта соответствующих полномочий упоминается «уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти», под которым имеется в виду одно из федеральных ведомств. В частности, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок согласования проектов генеральных планов (см. ч. 8 ст. 24 и ст. 25 ГрК РФ), утверждает различные формы документов в сфере градостроительства (например, форму градостроительного плана земельного участка — ч. 5 ст. 44 ГрК РФ; форму разрешения на строительство — ч. 16 ст. 51 ГрК РФ; форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — ч. 12 ст. 55 ГрК РФ и др.).

В настоящее время чаще всего такими полномочиями в сфере градостроительной деятельности наделяется Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ). Отдельные полномочия могут осуществлять Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и некоторые другие. Так, Министерство культуры РФ осуществляет некоторые полномочия в сфере градостроительной деятельности, в частности через имеющийся в его Департаменте государственной охраны культурного наследия отдел регулирования градостроительной деятельности. На федеральные службы, в частности, возлагаются контрольно-надзорные полномочия в сфере градостроительной деятельности. Полномочия и порядок их осуществления для указанных федеральных министерств и ведомств определяются обычно указами Президента РФ (либо постановлениями Правительства РФ).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, градостроительного зонирования, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования) и др. Минстрой России осуществляет также координацию деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В п. 5.2 указанного Положения предусмотрено, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и актов Правительства РФ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ самостоятельно принимает различные нормативные и иные правовые акты в сфере градостроительства. Среди них — положения, правила, регламенты и порядки, акты, формы, перечни, требования и др. (всего более ста), необходимость разработки и принятия которых вытекает из ряда статей ГрК РФ.

Отдельные полномочия и задачи, смежные с проблемами градостроительства, выполняются некоторыми другими федеральными органами исполнительной власти. Так, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, данный орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений). Кроме того, этот орган является также органом федерального государственного строительного надзора (см. п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). В частности, данная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и др.

Функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, которые широко востребованы в области градостроительной деятельности, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294.

1.2. Изначально в комментируемой статье ГрК РФ было указано семь полномочий, а также говорилось об «иных полномочиях», отнесенных законом к компетенции федеральных органов государственной власти. В настоящее время в действующей редакции данной статьи таких полномочий 34 и существующий перечень не является исчерпывающим; некоторые важные полномочия федеральных органов государственной власти содержатся в ряде других статей ГрК РФ.

Анализ перечисленных полномочий показывает, что их можно разделить на три категории (группы):

1) первая группа (14) — это законодательные (нормотворческие) полномочия в сфере градостроительной деятельности (п. п. 3, 4, 4.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.7, 5.9, 6, 7.3, 7.4, 7.6, 7.8);

2) вторую группу (7) составляют полномочия по разработке и утверждению документов в процессе правоприменительной деятельности в градостроительной сфере (п. п. 1, 2, 3.4, 5.11, 5.12, 7.5, 7.6);

3) в третью группу (13) включаются исполнительно-распорядительные (управленческие) полномочия текущего характера (п. п. 3.1, 3.3, 3.5, 5.1, 5.6, 5.8, 5.10, 7.2, 7.9, 7.10), а также контрольно-надзорные полномочия в градостроительной сфере (п. п. 3.2, 7, 7.1) <7>.
———————————
<7> Данный пункт в комментируемой редакции вступает в силу с 1 июля 2017 г. — см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ.

Порядок и условия осуществления федеральными органами государственной власти указанных в комментируемой статье полномочий регулируются многими статьями ГрК РФ.

Так, действия федеральных органов государственной власти по подготовке, утверждению и согласованию документов территориального планирования РФ (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи) довольно подробно регламентированы положениями гл. 3 ГрК РФ (ст. ст. 9 — 13 и др.) <8>.
———————————
<8> См. также Постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования РФ».

Утверждение документации по планировке территории (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи) для размещения объектов федерального значения предусматривается в главе 5 ГрК РФ (см. ч. 14 ст. 45 и др.).

Соблюдение технических регламентов является одним из основных принципов градостроительного законодательства (см. п. 7 ст. 2 ГрК РФ). Техническое регулирование в области градостроительной деятельности (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи) заключается в разработке и утверждении технических регламентов. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по техническому регулированию, является Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438. В п. 5.2.18.14 этого Положения указано, что Министерство промышленности и торговли РФ самостоятельно принимает технические регламенты в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ. Подготовительную работу по разработке технических регламентов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в качестве которого выступает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), находящийся в ведении Минпромторга России.

Полномочия в отношении ГрСРО (п. п. 3.1, 3.2, 3.3 ч. 1 комментируемой статьи) находят свое продолжение, прежде всего, в нормах главы 6.1 ГрК РФ, а также в ряде других законодательных актов (см. п. 20 комментария к статье 1 ГрК РФ). Так, например, государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в сфере градостроительства, а также ведение реестра указанных организаций отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864).

Установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (полномочие п. 3.4 ч. 1 комментируемой статьи), осуществляется (согласно ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия по установлению порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведению федеральной государственной информационной системы территориального планирования (п. п. 3.5, 4, 7.8, 7.10 ч. 1 комментируемой статьи) регулируются правилами главы 7 (ст. ст. 5657.1) ГрК РФ, а также ряда подзаконных нормативных актов (см. также Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363).

Полномочия по регулированию, организации и проведению экспертизы проектной документации (п. п. 5.1 — 5.10 ч. 1 комментируемой статьи) находят свое нормативное продолжение в ст. ст. 49, 49.1, 50 ГрК РФ и ряде подзаконных нормативных актов.

Предусмотренные п. п. 6, 7, 7.1 ч. 1 комментируемой статьи полномочия по осуществлению строительного надзора (контроля) реализуются уполномоченным федеральным органом (Ростехнадзор) в порядке, установленном ст. ст. 53, 54 ГрК РФ, а также иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки (полномочие, указанное в п. 7.2 ч. 1 комментируемой статьи) осуществляется в соответствии не только с ГрК РФ (п. 9 ст. 10, п. 9 ст. 14, п. 6 ст. 19, п. 8 ст. 23 и др.), но и с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (ст. 5.1 и др.).

Полномочия органов государственной власти по установлению порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений, городских округов (п. 7.3 ч. 1 комментируемой статьи) осуществляются соответствующими федеральными министерствами (строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, экономического развития) в установленном ими порядке <9>.
———————————
<9> См. Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (агентство ликвидировано, его функции и полномочия осуществляет Минстрой России) от 28 октября 2013 г. N 397/ГС «О порядке осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»; Приказ Министерства транспорта РФ от 26 мая 2016 г. N 131 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов; Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 марта 2016 г. N 181 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».

О полномочиях по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и осуществляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений (п. 7.4 ч. 1 комментируемой статьи), см. комментарий к ч. 2 данной статьи.

Полномочия, касающиеся мониторинга и формирования сметных цен строительных ресурсов, порядка ценообразования в строительстве (п. п. 7.7 — 7.10 ч. 1 комментируемой статьи) осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также Министерством финансов РФ (в рамках своей компетенции) <10>.
———————————
<10> См. Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденную Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1.

2. В ч. 2 комментируемой статьи конкретизируется субъектный состав органов, осуществляющих полномочия, предусмотренные в п. 7.4 ч. 1 данной статьи, — по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Такие перечни, а также порядок внесения изменений в них и порядок ведения реестра описаний установленных процедур утверждают Правительство РФ с учетом (что очень важно) особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований (см., например, Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»). Утвержденный перечень насчитывает 134 процедуры, связанные:

— с предоставлением прав на землю и подготовкой документации по планировке территории в отношении участков населенных пунктов, имеющих соответствующий вид разрешенного использования;

— с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электросетям), а также — с архитектурно-строительным проектированием;

— с осуществлением строительства, реконструкции;

— с выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

— с госрегистрацией прав на построенный объект;

— с заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведении и др.

Пунктом 3 названного Постановления Правительство РФ обязало высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ в течение трех месяцев представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предложения о включении в утвержденный им перечень процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

3. В ч. 3 комментируемой статьи 6 ГрК РФ установлен императивный запрет на установление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и индивидуальными предпринимателями обязанностей осуществления физическими и юридическими лицами, являющимися субъектами градостроительных отношений, каких-либо иных процедур в целях подготовки документации по планировке территории, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур, утвержденных Правительством РФ.

В Постановлении от 30 апреля 2014 г. N 403 Правительство РФ идет дальше этого запрета и предписывает Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в течение трех месяцев представить в установленном порядке согласованные предложения по внесению в федеральные законы и нормативные правовые акты Правительства РФ изменений, предусматривающих отмену избыточных и (или) дублирующих процедур, указанных в перечне.