1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.
2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.
2.1. В случае внесения в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса, либо изменений в части реконструкции объектов капитального строительства федерального значения, размещение которых предусмотрено указанной схемой (за исключением случаев, если внесение изменений в схему территориального планирования не требуется), срок согласования изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации не может превышать один месяц со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи органы государственной власти.
3. Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, уведомление об обеспечении доступа к которому в информационной системе территориального планирования поступило в соответствии с частью 2 или 2.1 настоящей статьи, рассматривается как согласие такого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации.
4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет поступившее в соответствии с частью 2 или 2.1 настоящей статьи уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.
5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования.
6. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовки заключений на такой проект органами местного самоуправления не может превышать тридцать дней со дня получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи. При непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации считается согласованным с этими органами.
7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
8. В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российской Федерации сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимается решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.
9. По результатам работы согласительная комиссия представляет:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, принимается решение об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и о направлении его на доработку.
12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
13. При наличии указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи материалов Правительство Российской Федерации или в случае, указанном в части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, Президент Российской Федерации может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, предусматривающую размещение объектов федерального значения.
Комментарий к Ст. 12 ГрК РФ
Исходя из положений комментируемой статьи, не все проекты схем территориального планирования Российской Федерации подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.
К землям сельскохозяйственного назначения ЗК РФ относит земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом под поселениями в смысле ЗК РФ понимаются городские и сельские населенные пункты. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Категория земель сельскохозяйственного назначения, как и любая другая категория земель (ЗК РФ установил семь категорий земель), устанавливается в порядке, определенном законом, и закрепляется в правоустанавливающих и иных предусмотренных нормативными актами документах.
При этом следует иметь в виду, что отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, согласно ст. 8 ЗК РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под землями особо охраняемых природных территорий следует понимать земли, занятые особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Общие положения о таких территориях установлены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно данному Закону особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Кроме того, ЗК РФ установил, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.
Правовое положение объектов культурного наследия установлено Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно указанному Закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
При этом объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
— объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
— объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;
— объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Комментируемой статьей не уточняется категория объекта культурного наследия, из чего, видимо, следует сделать вывод о том, что согласованию с субъектом РФ должны подлежать все рассматриваемые объекты.
Следует заметить, что установленное п. 3 комментируемой статьи условие согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти субъекта РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы, а также во избежание конфликтов обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления п. 6 комментируемой статьи.
Следует заметить, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так, органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены п. 5 комментируемой статьи, срок ограничен 30 днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста Закона прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время из смысла процесса согласования, а также упоминания комментируемой статьи о том, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по данному вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.
Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией, упомянутой в комментируемой статье, являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации. В то же время из содержания статьи прямо не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по данному вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.
Второй комментарий к Статье 12 Градостроительного кодекса
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет две оценочные проблемы, подлежащие согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения.
Во-первых, оценке подлежит возможное влияние планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие субъекта РФ.
Во-вторых, оценке подлежит возможность негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории субъекта РФ.
Основы правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определены в ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Согласно положениям указанной статьи высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования подлежит разработке в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
Оценка негативного воздействия на окружающую среду ст. 70 ФЗ «Об охране окружающей среды» отнесена к целям научных исследований в области охраны окружающей среды.
Следует заметить, что научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся только научными организациями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Такие организации имеются не в каждом субъекте РФ, в связи с чем подготовка доводов о согласовании оценки негативного воздействия на окружающую среду сторонней научной организацией может встречать неодобрение со стороны общественного мнения.
Все иные вопросы не могут являться предметом согласования в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования РФ.
2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает общий срок согласования проекта схемы территориального планирования РФ. Он не должен превышать трех месяцев.
Начало течения срока исчисляется со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования РФ и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» в уведомлении о подготовке проекта документа территориального планирования, направленном в органы государственной власти, органы местного самоуправления для согласования такого проекта, должен быть указан официальный сайт в сети Интернет, на котором размещены такой проект и материалы по его обоснованию. Уведомление может направляться в электронной форме или посредством почтового отправления. Сроки согласования проектов документов территориального планирования, предусмотренные ст. ст. 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ, исчисляются со дня поступления указанного уведомления в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В связи с тем что непосредственно комментируемый Закон не содержит правил исчисления сроков, то окончание сроков по аналогии закона может определяться по правилам исчисления сроков, установленным ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Правила ведения информационной системы территориального планирования определены Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».
Согласно указанным Правилам размещение информации в ФГИС ТП и согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Обеспечение участников информационного взаимодействия сертификатами ключей усиленной квалифицированной электронной подписи осуществляется удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязью России в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Адрес размещения ФГИС ТП в сети Интернет — fgis.economy.gov.ru/fgis/Strategis.FGISTestPageFGIS.aspx.
3. Возможность продления либо восстановления пропущенного срока на представление сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ комментируемым Законом не предусматривается. Частью 3 комментируемой статьи установлена презюмирующая норма о том, что если сводное заключение на проект схемы территориального планирования РФ не поступило в установленный срок со дня уведомления об обеспечении доступа в информационной системе территориального планирования, то его отсутствие рассматривается как согласие органа государственной власти субъекта РФ с проектом схемы территориального планирования РФ.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования РФ и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.
5. Частями 5 и 6 комментируемой статьи определено, что максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования РФ и подготовки заключений на такой проект органами местного самоуправления составляет тридцать дней. Течение срока начинается со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования РФ и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. При непоступлении заключений органов местного самоуправления установлена аналогичная норма о принятии отсутствия ответа за согласие с проектом схемы территориального планирования РФ.
Следует отметить, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дифференцирует организацию органов местного самоуправления на двух уровнях:
— на первичном (базовом) территориальном уровне местное самоуправление осуществляется в поселениях, создаваемых с учетом естественного расселения людей;
— верхний территориальный уровень образуют муниципальные районы, представляющие собой совокупность поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой посредством местного самоуправления обеспечивается решение вопросов местного значения межпоселенческого характера.
При этом организация местного самоуправления, в которой муниципальные образования верхнего территориального уровня наряду с решением вопросов местного значения разрешают функции и задачи, имеющие государственное значение, определяет и возможность формирования представительных органов посредством делегирования участников, а не непосредственных выборов.
Нормативно разделены полномочия органов местного самоуправления по разрешению вопросов местного значения (ст. ст. 14, 15, 16 и 16.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и по наделению правами на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. ст. 14.1, 15.1 и 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). В указанных нормах не содержится прямо закрепленного полномочия по рассмотрению проектов схем территориального планирования РФ.
При устранении указанного недостатка нормативного регулирования необходимо принимать во внимание, что оба вида полномочий могут реализовываться как в форме принятия нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, так и в форме принятия ненормативного акта. Согласование проекта схемы территориального планирования РФ либо отказ в согласовании такой схемы должны иметь соответствующие формы реализации. Закрепление таких форм целесообразно осуществить как в комментируемом Законе, так и в отраслевом законодательстве о местном самоуправлении. Такое закрепление необходимо для достижения определенности в вопросе о том, будет ли рассматриваемое согласование являться реализацией публичного полномочия управленческого характера либо согласование должно носить характер управления имущественными отношениями. В первом случае реализация полномочия будет произведена нормативным правовым актом как формой реализации публично-правовой функции, а во втором — актом индивидуального характера в качестве формы реализации хозяйственно-управленческой функции. От формы реализации будет зависеть и процессуальная возможность его оспаривания <17>.
———————————
<17> См.: Майборода В.А. Родовая подсудность оспаривания нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований // Судья. 2016. N 3. С. 43 — 46.
6. Часть седьмая комментируемой статьи содержит обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на основании заключений органов местного самоуправления подготовить сводное заключение на проект схемы территориального планирования РФ. Сводное заключение может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования РФ или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
Пункт 23 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ предписывает высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ принять порядок согласования проекта схемы органами местного самоуправления в качестве нормативного правового акта субъекта РФ.
Пунктом 24 данного Положения установлено, что сводное заключение изготавливается в форме единого документа, который содержит положение о согласии высшего исполнительного органа исполнительной власти субъекта РФ с таким проектом или несогласии с ним с обоснованием такого несогласия.
Следует отметить, что приведенные выше региональные порядки согласования схем проектов территориального планирования РФ могут выступать предметом судебного контроля.
Пример: Определением ВС РФ от 23 декабря 2009 г. N 33-Г09-22 оставлено без изменения решение Ленинградского областного суда от 12 октября 2009 г., которым частично удовлетворено заявление о признании недействующим Постановления Правительства Ленинградской области от 14 июля 2008 г. N 204 «Об утверждении порядка рассмотрения проектов документов территориального планирования в администрации Ленинградской области». При рассмотрении спора судом установлено, что Постановление Правительства Ленинградской области от 14 июля 2008 г. N 204 «Об утверждении порядка рассмотрения проектов документов территориального планирования в Администрации Ленинградской области» и утвержденный им Порядок не соответствуют федеральному законодательству в части:
— установления согласования (отказа в согласовании) проектов документов территориального планирования в форме правового акта-распоряжения;
— наделения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области полномочиями по образованию согласительной комиссии по рассмотрению проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области и проектов документов территориального планирования субъектов РФ, имеющих общую границу с Ленинградской областью, по утверждению состава комиссии;
— наделения председателя комитета по архитектуре и градостроительству области правом подписи сводного заключения на проекты документов территориального планирования;
— оформления сводного заключения на бланке комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области;
— включения в перечень документов территориального планирования генеральных планов населенных пунктов, входящих в состав городских и сельских поселений (см. Определение ВС РФ от 23 декабря 2009 г. N 33-Г09-22).
7. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи в случае поступления от одного или нескольких субъектов РФ сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования РФ с обоснованием принятого решения, принимается решение о создании согласительной комиссии. Срок создания согласительной комиссии — 30 дней, исчисляемых со дня истечения установленного срока согласования такого проекта. Максимальный срок работы согласительной комиссии установлен в три месяца.
Положением о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ предусмотрен состав сторон согласительной комиссии и урегулированы отдельные процедурные особенности ее работы.
Сторонами согласительной комиссии являются: представители заказчика; представители уполномоченного органа; представители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, направивших отрицательное сводное заключение. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности согласительной комиссии, в том числе сбор и хранение протоколов, решений и иных документов, связанных с ее деятельностью, осуществляется заказчиком.
Заказчиком выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, который обеспечивает подготовку и согласование проекта схемы в отношении одной или нескольких областей, указанных в п. п. 1 и 3 — 5 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона, в которых предполагается создание объектов федерального значения и которые отнесены к его сфере ведения.
По решению заказчика к участию в работе согласительной комиссии в качестве экспертов могут привлекаться с правом совещательного голоса представители разработчика проекта схемы, научных, общественных и иных организаций. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ к участию в работе согласительной комиссии с правом совещательного голоса могут привлекаться представители органов местного самоуправления, представивших высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ заключения, содержащие положения об отказе в согласовании проекта схемы. Стороны согласительной комиссии могут быть представлены несколькими лицами, но при этом каждая сторона согласительной комиссии имеет один голос. Решение принимается большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя согласительной комиссии. Представитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ участвует в принятии решений по вопросам, изложенным в отрицательном сводном заключении этого органа. Заказчик извещает стороны согласительной комиссии и иных привлеченных к ее работе лиц о дате начала работы согласительной комиссии в 7-дневный срок со дня принятия решения о ее создании. Заседания согласительной комиссии проводит председатель согласительной комиссии, являющийся представителем уполномоченного органа. Заседание согласительной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют представители всех сторон согласительной комиссии. Заседание согласительной комиссии проводится не позднее чем в 30-дневный срок со дня принятия решения о ее создании.
В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи результаты работы согласительной комиссии оформляются документом о согласовании проекта схемы территориального планирования РФ и подготовленным для утверждения проектом схемы территориального планирования РФ с внесенными в него изменениями и материалами в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
Согласно Положению о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ документом о согласовании проекта схемы является протокол работы комиссии, который подписывается председателем согласительной комиссии, руководителями (заместителями руководителей) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представивших отрицательные заключения, и руководителем (заместителем руководителя) заказчика. Протокол должен содержать решения отдельно по каждому замечанию, содержащемуся в отрицательном сводном заключении высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Заказчик направляет подписанный протокол сторонам согласительной комиссии в 5-дневный срок со дня проведения заседания согласительной комиссии.
Решение согласительной комиссии в отношении проекта схемы должно содержать одно из следующих предложений:
а) о согласовании проекта схемы без внесения в него изменений;
б) о согласовании проекта схемы с внесением в него изменений в целях учета замечания (замечаний), содержащегося (содержащихся) в отрицательном сводном заключении (отрицательных сводных заключениях);
в) о согласовании проекта схемы при условии исключения из него материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования). В этом случае согласительная комиссия утверждает план согласования указанных исключенных вопросов путем подготовки предложений о внесении в утвержденную схему соответствующих изменений;
г) об отклонении проекта схемы и направлении его заказчику на доработку.
В случае если по решению согласительной комиссии в проект схемы необходимо внести изменения, заказчик обеспечивает внесение таких изменений в течение 30 дней со дня проведения заседания согласительной комиссии.
8. На основании вышеперечисленных документов — результатов работы согласительной комиссии в соответствии с ч. 11 комментируемой статьи — принимается решение об утверждении схемы территориального планирования РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования РФ и о направлении его на доработку.
В соответствии с ч. 13 комментируемой статьи при наличии результатов работы согласительной комиссии в виде материалов в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам Правительство РФ или в случае, указанном в ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона, Президент РФ могут утвердить соответствующую схему территориального планирования РФ, предусматривающую размещение объектов федерального значения.
Таким образом, следует констатировать, что фактически работа согласительной комиссии представляет собой возможность обратной связи федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления при непосредственном участии высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Особо следует подчеркнуть, что непосредственно органы местного самоуправления не являются стороной процесса согласования в случае их несогласия с предложенным проектом схемы территориального планирования. В согласительных процедурах органам местного самоуправления предоставлено право совещательного голоса.