1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о введении в действие настоящего Кодекса).
1.1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства:
1) утратил силу с 5 мая 2020 г. — Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ
2) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом настоящей части, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;
4) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
3.1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, пользуется правами, установленными подпунктами «а», «б» пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления.
5. Осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
6. Полномочия, переданные в соответствии с настоящей статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
7. В течение месяца со дня поступления сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, переданных в соответствии с настоящей статьей, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит проверку достоверности указанных сведений и по результатам проверки выдает заключение о надлежащем исполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий либо готовит и вносит в Правительство Российской Федерации предложения для принятия решения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Полномочия, указанные в части 6 настоящей статьи и временно изъятые, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительс
Комментарий к Ст. 6.1 ГрК РФ
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ <1> введена статья 6.1, новое название которой в настоящее время изменено, и статья называется «Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности», чем закреплено существенное расширение передаваемых полномочий. Если на уровень субъектов Российской Федерации ранее передавались полномочия только в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, то теперь речь идет о передаче полномочий в градостроительной деятельности в целом.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.
1. Часть первая комментируемой статьи также изменена, и установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Исключение из всего объема переданных на уровень субъектов Российской Федерации полномочий может быть предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
При этом полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации, организации и проведению государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов, не передаются, а остаются у Российской Федерации.
Комментируемая статья дополнена пунктом 1.1, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Это положение означает, что не Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство обороны Российской Федерации будут напрямую контролировать органы местного самоуправления на предмет исполнения ими законодательства о градостроительной деятельности, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации получают право контроля органов местного самоуправления в данной сфере; уполномоченные же федеральные органы исполнительной власти — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство обороны Российской Федерации — будут контролировать соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации на предмет соблюдения последними и органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
2. Частью второй комментируемой статьи установлен характер компетенции федерального органа исполнительной власти, на который возлагаются обязанности осуществлять функцию координации в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении последними переданных полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов и проектной документации.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Функция координации будет реализовываться федеральным органом исполнительной власти в нормативных правовых актах по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, методических указаниях и инструктивных материалах для органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих переданные полномочия.
Особенностью является то обстоятельство, что методические указания и инструктивные материалы не будут иметь рекомендательного характера, а являются обязательными для исполнения теми, кому они адресованы, т.е. за их неисполнение могут быть применены санкции.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, может быть федеральное министерство. На сегодняшний момент таковым является Министерство регионального развития Российской Федерации <1>, которое и должно выполнять полномочия, установленные комментируемой статьей.
———————————
<1> Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40 // СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 390.
3. Частью 3 комментируемой статьи устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия по контролю и надзору за указанными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Взаимодействовать органы исполнительной власти должны и при формировании структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации, и при осуществлении контроля и надзора за надлежащим исполнением переданных полномочий.
Так, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в рассматриваемой сфере (таковым пока является Росстрой), вправе согласовывать структуру органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия; направлять указанным органам обязательные для исполнения предписания; устанавливать содержание и формы отчетности об осуществлении переданных полномочий и целевые прогнозные показатели; готовить предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, в свою очередь, обязаны их надлежаще осуществлять, не только руководствуясь действующим законодательством, но и активно взаимодействуя с Росстроем и Минрегионом России.
В настоящее время п. 1 ч. 3 комментируемой статьи изменен, изложен в новой редакции, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, вправе согласовывать структуру органов исполнительной власти субъектов Федерации в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Расширение перечня вопросов, которыми должен ведать соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, объясняется увеличением переданных на уровень субъектов Российской Федерации отдельных государственных полномочий в сфере градостроительства, указанных в части первой (новой редакции) комментируемой статьи.
Изменен и подп. 4 ч. 3 комментируемой статьи.
В него внесены изменения, касающиеся аспектов установления фактического неисполнения или ненадлежащего исполнения органом исполнительной власти субъекта Федерации переданных государственных полномочий.
Так, в отличие от прежней редакции подп. 4 ч. 3 комментируемой статьи, уточняется, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, во-первых, обязан в законом установленном порядке установить и зафиксировать факт неисполнения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий либо доказать факты ненадлежащего исполнения переданных полномочий. Во-вторых, подготовить и внести в Правительство России решение не об изъятии полномочий, как это было предусмотрено в предыдущей редакции, а подготовить и внести в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий может быть подтвержден и решением соответствующего суда. В связи с этим решение Правительства России о временном изъятии переданных на уровень субъектов Российской Федерации государственных полномочий может быть продиктовано лишь целесообразностью обеспечения на определенный период государственного управления в определенной сфере.
4. Частью 4 комментируемой статьи устанавливаются полномочия, которые могут быть возложены на руководителя исполнительной власти в субъекте РФ. Субъекты РФ вправе самостоятельно определять, на кого из названных руководителей могут быть возложены содержащиеся в ч. 4 комментируемой статьи полномочия, поскольку все эти полномочия вытекают из государственной функции руководства. Поэтому такие полномочия, как назначение на должность (освобождение от должности), утверждение структуры органа власти, осуществляющего переданные полномочия, утверждение штатного расписания этого органа власти, организация деятельности по осуществлению переданных полномочий, представление отчетов об их выполнении и т.д., могут быть возложены именно на то лицо, которое в связи с особенностью организации государственной власти того или иного субъекта РФ и осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте РФ.
Пункт 2 ч. 4 комментируемой статьи в настоящее время уточнен. В отличие от прежней редакции теперь высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства не только структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, но и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Такое уточнение п. 2 ч. 4 комментируемой статьи увеличивает перечень вопросов, которыми должен ведать соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющий (осуществляющий) переданные с федерального уровня отдельные государственные полномочия в сфере градостроительства.
5. Частью 5 комментируемой статьи установлено, что переданные полномочия не будут финансироваться за счет бюджетных средств. Бремя оплаты расходов по организации и проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации возложено на того, кто проявил инициативу направить проекты документов на государственную экспертизу или представил проектную документацию. Такой подход законодателя вполне объясним, поскольку государственная экспертиза проектов документов территориального планирования или проектной документации по содержанию является публичной услугой. Соответственно получатель публичной услуги и должен ее оплачивать. При этом следует иметь в виду, что государство не освобождается от обязанности подготовить и принять административный регламент по оказанию названной публичной услуги в соответствии с требованиями стандарта, качества, сроков и порядка ее оказания.
Изменениями, внесенными в часть 5 комментируемой статьи, введены уточнения о том, что государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, так же как и организация (проведение) государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, не будет финансироваться из средств федерального бюджета.
Комментируемая статья дополнена ч. 6, 7 и 8.
6. Введение ч. 6 комментируемой статьи устанавливает положение о том, что полномочия, переданные в соответствии с настоящей статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
Как указывалось ранее, временное изъятие полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможно лишь в случаях, подтвержденных решениями соответствующего суда или основанных на фактах, выявленных контролирующим федеральным органом исполнительной власти.
При этом следует иметь в виду, что процессуальные нормы о порядке вынесения судебного решения в законодательстве Российской Федерации установлены, а административные процедуры установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных государственных полномочий пока в полном объеме не определены.
По всей видимости, законодателями еще будет принят ряд законодательных и правовых актов, устанавливающих такие процедуры.
7. Введенная ч. 7 комментируемой статьи предполагает некоторые административные процедуры по проведению расследований о неисполнении или ненадлежащем исполнении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных с федерального уровня государственных полномочий, однако они не являются полными и достаточными.
Например, в ч. 7 комментируемой статьи установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, вправе проводить проверки в течение месяца со дня поступления сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении.
Исходя из такого положения, заявителем или лицом, направившим сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, о неисполнении или ненадлежащем исполнении переданных полномочий, может быть орган государственной власти (федеральный, субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, общественное или иное объединение, гражданин или группа граждан. Поэтому вполне реальна ситуация, при которой проведение проверок по сообщениям указанных субъектов управления может быть непрерывным, учитывая, что проверка может по времени занять и месяц, и два, и более. Поэтому при применении положений части 7 комментируемой статьи следует руководствоваться административным регламентом исполнения государственной функции контроля за переданными полномочиями, исполняемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В указанном регламенте должен устанавливаться порядок совершения административных действий или административных процедур по проведению проверок неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, порядок действий контролирующего органа при обнаружении (фактическом установлении) неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных государственных полномочий, порядок обжалования лиц, осуществляющих проверки и т.д.
8. Введенная ч. 8 комментируемой статьи устанавливает, что полномочия, указанные в части 6 комментируемой статьи и временно изъятые, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
Эту норму необходимо отличать от положений ст. 26.9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Следует иметь в виду, что отдельные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, только в строго установленных названным Законом случаях. А именно: в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией, когда органы государственной власти субъекта Российской Федерации отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с федеральным законом; в случаях, когда ситуация возникла вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации; просроченной задолженности субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенных в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, — превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году; в случаях, когда при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации допускается нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если такое нарушение установлено соответствующим судом.
Перечисленные условия возложения отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, возможны в тех случаях, когда речь идет не о переданных (делегированных) полномочиях, а о полномочиях, закрепленных именно за субъектом Федерации как региональным уровнем власти, действующим по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
Введенное частью 8 комментируемой статьи положение об исполнении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением полномочий касается только тех полномочий, которые переданы субъекту Российской Федерации в установленном законом порядке и по содержанию имеют статус переданных с федерального на региональный уровень, т.е. они принадлежат не субъекту Российской Федерации, а федеральному органу исполнительной власти и лишь для упрощения государственного управления переданы на исполнение на уровень субъекта Российской Федерации.
Второй комментарий к Статье 6.1 Градостроительного кодекса
1. Комментируемая статья регулирует порядок и условия передачи осуществления полномочий в области градостроительной деятельности от РФ к ее субъектам.
При этом следует, прежде всего, отметить, что предусмотренная комментируемой статьей передача полномочий касается осуществления только двух видов полномочий:
а) в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (п. 1);
б) в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (п. 1.1, о порядке осуществления такого контроля см. комментарий к ст. 8.1 ГрК РФ).
В то же время, как исключение из этого правила, установлен запрет: не могут передаваться субъектам РФ для осуществления полномочия по организации и проведению государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении двенадцати категорий (видов) объектов:
— в отношении объектов, строительство (реконструкцию) которых предполагается осуществлять:
1) на территориях двух и более субъектов РФ;
2) на территориях посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
3) в исключительной экономической зоне;
4) на континентальном шельфе РФ;
5) во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
— а также в отношении:
6) объектов обороны и безопасности;
7) иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
8) автомобильных дорог федерального значения;
9) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности);
10) особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
11) объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности;
12) иных объектов, определенных Правительством РФ.
Правила настоящей статьи особенно актуальны для города федерального значения Москвы, а также некоторых других субъектов РФ. Неслучайно в ст. 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» определены некоторые особенности установленного порядка передачи осуществления полномочий городу Москве. Предусмотрено, в частности, что Российская Федерация передает в соответствии со ст. 6.1 ГрК РФ органам государственной власти субъекта РФ — города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2017 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации метрополитена и так называемых «уникальных объектов» капитального строительства в городе (согласно характеристикам ч. 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ), а также государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов. Соответственно, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства поручено осуществлять (до 1 января 2017 г.) уполномоченному на это органу исполнительной власти данного субъекта РФ — города федерального значения Москвы. Хотя передачу такого полномочия комментируемая статья не предусматривает, однако это допустимо на основании и в соответствии со ст. 26.8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Основы правового порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и такой же экспертизы инженерных изысканий установлены ст. ст. 49 и 49.1 ГрК РФ. Порядок проведения таких экспертиз регулируется Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
По смыслу комментируемой статьи передача названных полномочий осуществляется «по линии» исполнительных органов государственной власти. Это логично, поскольку согласно ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено нормативно-правовое и методическое обеспечение возможной передачи полномочий в области градостроительства от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ. В этой связи закреплено право федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий; кроме того, этот орган вправе издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в настоящее время является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) (см. п. 1 Положения об одноименном министерстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038). Указанное Положение содержит нормы, закрепляющие соответствующие полномочия (см. п. 3 комментария к настоящей статье) за Минстроем России.
3. В ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи в связи с передачей осуществления указанных полномочий установлены так называемые «зеркальные» полномочия соответственно федерального органа исполнительной власти — Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, с одной стороны, и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (главы, губернатор региона и т.п.), с другой стороны.
Минстрой России в связи с передачей полномочий в регионы осуществляет (помимо нормотворческих и методических функций) четыре вида полномочий организационно-управленческого и контрольного характера. В их числе:
1) согласование структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
2) осуществление контроля:
а) за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий (с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене этих правовых актов или о внесении в них изменений);
б) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий (с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий);
3) установление (определение) содержания и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий (в случае необходимости возможно установление целевых прогнозных показателей);
4) внесение в Правительство РФ предложений для принятия решения о временном изъятии тех или иных переданных полномочий у органов государственной власти субъектов РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения их этими органами государственной власти. Мониторинг состояния дел по исполнению переданных полномочий осуществляется Минстроем России, прежде всего, посредством анализа соответствующей отчетности (см. действующий Приказ Минрегиона России от 2 июля 2008 г. N 86 «О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»).
4. В ч. 4 комментируемой статьи содержатся нормы, наделяющие высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (главы, губернатора региона и т.п.) рядом необходимых полномочий в связи с передачей Российской Федерацией в регионы полномочий в сфере градостроительства. В частности, высшее должностное лицо субъекта РФ:
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает (по согласованию с Минстроем России) структуру органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
4) обеспечивает своевременное представление в Минстрой России отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий (либо о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления), а также экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий.
5. В ч. 5 комментируемой статьи определены основы порядка финансирования полномочий в области градостроительной деятельности, передаваемых с федерального уровня государственной власти на региональный уровень. Передача указанных полномочий для осуществления их органами государственной власти субъектов РФ производится без предоставления субвенций из федерального бюджета (о понятии субвенций см. ст. 133 БК РФ). Указанная норма является своеобразным исключением из общего правила передачи полномочий от федеральных органов государственной власти к региональным органам власти вместе с передачей необходимых материальных и финансовых средств, установленного ч. 1 ст. 26.8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Такое исключение вполне обоснованно и закономерно, поскольку финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий должно осуществляться за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
6. В ч. 6 и двух последующих частях комментируемой статьи определены основы правового механизма изъятия (то есть возврата на федеральный уровень) Правительством РФ полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ в случае их ненадлежащего осуществления. Здесь, прежде всего, содержится своеобразное напоминание региональным органам государственной власти о том, что полномочия, переданные им в соответствии с настоящей статьей, могут быть временно изъяты Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти (Минстроя России) в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что является результатом реализации одного из полномочий названного Министерства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).
7. В ч. 7 комментируемой статьи установлено правило реализации нормы предыдущей части этой же статьи. Оно заключается в том, что со дня поступления сведений о неисполнении (или ненадлежащем исполнении) органами государственной власти субъекта РФ полномочий, переданных им в соответствии с настоящей статьей, федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в течение месяца проводит проверку достоверности указанных сведений и по результатам такой проверки выдает заключение о надлежащем исполнении региональными органами государственной власти переданных им полномочий либо готовит и вносит в Правительство РФ предложения для принятия решения о временном изъятии тех или иных полномочий у органов государственной власти конкретного субъекта РФ.
8. В последней части комментируемой статьи определена «юридическая судьба» изъятых (то есть возвращенных) полномочий. Если по результатам проведенной проверки Правительством РФ принимается решение о временном изъятии полномочий, ранее переданных органам государственной власти субъекта РФ, то они осуществляются федеральным органом исполнительной власти — Минстроем России или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Таким учреждением может быть Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), образованное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Деятельность данного учреждения направлена, в частности, на выполнение работ и оказание услуг в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.