Статья 63 ГрК РФ (действующая редакция). Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

1. Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. В случае, если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя не осуществляется. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3.1. Подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3.2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Проект генерального плана города Москвы подлежит согласованию с:

1) Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4.3 настоящей статьи;

2) высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с городом федерального значения Москвой, в целях соблюдения интересов таких субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов, предусмотренных проектом генерального плана города Москвы, а также при размещении объектов, предусмотренных проектом генерального плана города Москвы, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких субъектов Российской Федерации.

4.1. Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

4.2. Для утверждения генерального плана города Москвы иных согласований, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, не требуется.

4.3. Проект генерального плана города Москвы подлежит согласованию с Правительством Российской Федерации в части:

1) соответствия проекта генерального плана города Москвы схемам территориального планирования Российской Федерации в части размещения на территории города федерального значения Москвы предусмотренных такими схемами территориального планирования объектов федерального значения;

2) соответствия проекта генерального плана города Москвы государственным программам Российской Федерации в части размещения на территории города федерального значения Москвы предусмотренных такими государственными программами объектов федерального значения;

3) возможного негативного воздействия на особо охраняемые природные территории федерального значения;

4) возможного негативного воздействия на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

4.4. Предусмотренное частью 4 настоящей статьи согласование проекта генерального плана города Москвы осуществляется в соответствии с частями 5 — 12 статьи 16 настоящего Кодекса.

4.5. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, подготовка изменений в генеральные планы указанных субъектов Российской Федерации может осуществляться одновременно с подготовкой изменений в правила землепользования и застройки указанных субъектов Российской Федерации. В этом случае допускается одновременное проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение таких изменений в указанные генеральные планы, правила землепользования и застройки.

4.6. Проверка проекта изменений в правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, предусмотренная частью 9 статьи 33 настоящего Кодекса, в части соответствия таких изменений генеральным планам указанных субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом изменений в эти генеральные планы, подготовленных в соответствии с частью 4.5 настоящей статьи.

5. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

6. Нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

7. Содержание, порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

8. Утвержденные нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

9. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

10. По проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По вопросам, указанным в части 24 статьи 5.1 настоящего Кодекса, принимаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Иные полномочия органов местного самоуправления, указанные в статье 5.1 настоящего Кодекса, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

11. В случае подготовки в соответствии с настоящим Кодексом схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым в состав указанных схем территориального планирования могут включаться положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе объектов транспортной инфраструктуры (включая транспортно-пересадочные узлы, объекты метрополитена), с приложением материалов по их обоснованию.

12. Подготовка проектов схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым может осуществляться в соответствии со статьей 13.2 настоящего Кодекса только совместно уполномоченными исполнительными органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.

13. Утверждение схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Указанные схемы считаются утвержденными со дня вступления в силу нормативных правовых актов, принятых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлены проекты указанных схем.

14. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе создаются и эксплуатируются государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии со статьями 56 и 57 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут предусматриваться создание и эксплуатация государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности либо отдельных государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

15. Создание и эксплуатация государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, ведение данных информационных систем, в том числе размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности предусмотренных частями 4 и 5 статьи 56 настоящего Кодекса сведений, документов, материалов, предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в данных информационных системах, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Операторами данных информационных систем являются уполномоченные органы исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации или подведомственные им государственные бюджетные учреждения. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия по размещению в данных информационных системах сведений, документов, материалов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 56 настоящего Кодекса, по подготовке, согласованию и утверждению документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 настоящего Кодекса, могут быть отнесены к перечню вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

16. Для создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также для предоставления сведений, документов и материалов, содержащихся в данных информационных системах, органы и учреждения, указанные в части 15 настоящей статьи, вправе использовать типовое программное обеспечение для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности или для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и типовую документацию для создания и ведения государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация разработаны с учетом особенностей административно-территориального деления указанных субъектов Российской Федерации, осуществления местного самоуправления в указанных субъектах Российской Федерации и размещены в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. Размещение таких типового программного обеспечения и типовой документации в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин осуществляется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по правилам, предусмотренным частью 11 статьи 57 настоящего Кодекса.

17. В случае, если законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя предусматриваются создание и эксплуатация отдельных государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственная информационная система автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности создается и эксплуатируется для обеспечения выполнения предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти, с учетом требований, предусмотренных частями 7.1, 8 статьи 56 и частями 5 — 10 статьи 57 настоящего Кодекса.

18. В случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при реализации проектов по строительству объекта капитального строительства наряду с мероприятиями, предусмотренными статьей 5.2 настоящего Кодекса, может осуществляться выдача заключения о соответствии проектной документации плану наземных и подземных коммуникаций. Порядок выдачи такого заключения определяется нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Срок выдачи такого заключения не может превышать десять рабочих дней.

19. Состав требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, порядок их установления, состав, содержание материалов, отображающих архитектурные решения объекта капитального строительства, определяющие его архитектурно-градостроительный облик, порядок и сроки согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в указанном согласовании, перечень объектов капитального строительства, в отношении которых указанное согласование не требуется, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов этих субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

29 декабря 2004 года

N 190-ФЗ

Комментарий к Ст. 63 ГрК РФ

1. Москва и Санкт-Петербург — особые субъекты РФ, представляющие собой не республики, края или области, а города-мегаполисы. Москва, кроме того, является столицей государства. Все это обусловило необходимость установления особенностей правового регулирования градостроительной деятельности в этих городах федерального значения.

Так, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, закрепленные в ч. 3 ст. 8 ГрК РФ (например, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территориях городских округов), осуществляются в городах Москве и Санкт-Петербурге самими этими субъектами РФ, если их законами не установлено иное.

2. Упомянутая в п. 2 комментируемой статьи ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (в ред. от 12 августа 2004 г.) определяет особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Установлено, в частности, что в этих субъектах РФ в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Также законами указанных субъектов РФ исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства устанавливаются перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.

3. Отличается и содержание документов территориального планирования городов Москвы и Санкт-Петербурга от содержания документов территориального планирования других субъектов РФ, которыми в соответствии со ст. 14 комментируемого Кодекса являются схемы территориального планирования субъектов РФ, содержащие, в свою очередь, положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В Москве и Санкт-Петербурге это генеральные планы данных городов. В иных субъектах РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований (см. комментарий к ст. 18 ГрК РФ), и утверждаются они соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

В г. Москве согласно Закону г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 «Об основах градостроительства в городе Москве» <1> утверждение Генерального плана развития города Москвы отнесено к ведению Московской городской Думы и осуществляется путем принятия по представлению мэра Москвы закона города Москвы о Генеральном плане развития города Москвы.
———————————
<1> Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 5. Ст. 57.

Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 778-16 «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» <1> (в ред. от 20 февраля 2006 г.) устанавливает, что Генеральный план Санкт-Петербурга включает в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
———————————
<1> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 3.

1) объектов энергетических систем регионального значения, линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;

2) автомобильных дорог общего пользования и иных путей сообщения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (объектов транспорта);

3) объектов информатики и связи регионального значения;

4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга.

На картах (схемах), содержащихся в Генеральном плане Санкт-Петербурга, отображаются: 1) границы Санкт-Петербурга, существующие и планируемые границы населенных пунктов, входящих в состав Санкт-Петербурга; 2) границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; 3) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон; 4) границы территорий объектов культурного наследия; 5) границы зон с особыми условиями использования территорий; 6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 7) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; 8) границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

4. Обязанность согласовывать проект генерального плана города с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации установлена ст. 4 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» <1> (в ред. от 22 августа 2004 г.), которая определяет полномочия органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации. Среди других полномочий, установленных данной статьей, — предоставление федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, жилищного фонда, жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг; обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий.
———————————
<1> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

5. Упомянутый выше Закон г. Москвы «Об основах градостроительства в городе Москве» устанавливает распределение предметов ведения в области градостроительной деятельности между Московской городской Думой, Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области градостроительства (органом архитектуры и градостроительства г. Москвы) и органами местного самоуправления в г. Москве.

Органам местного самоуправления согласно данному Закону (ст. 17) переданы следующие полномочия в области градостроительной деятельности:

— участие в рассмотрении и согласовании градостроительной документации, действие которой распространяется на территории соответствующих муниципальных образований;

— выдача заключений для установления требований разрешенного использования участков территорий градостроительных объектов;

— разработка и принятие в соответствии с Генеральным планом развития г. Москвы, градостроительными планами развития территорий соответствующего административного округа, района г. Москвы, иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией планов, программ развития муниципальных образований;

— внесение в органы исполнительной власти г. Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам г. Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития г. Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц г. Москвы и иной градостроительной документации;

— участие в информировании жителей муниципальных образований о градостроительной деятельности, в обеспечении прав граждан, их объединений и юридических лиц на участие в обсуждении и подготовке решений в области градостроительства;

— осуществление во взаимодействии с государственными органами муниципального контроля в области градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством.

29 декабря 2004 года N 191-ФЗ

Второй комментарий к Статье 63 Градостроительного кодекса

1. Установление градостроительным законодательством особенностей осуществления градостроительной деятельности в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе связано с особым статусом указанных городов федерального значения, которые являются субъектами РФ <210>.
———————————
<210> Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство (ст. 5 Конституции РФ). Статус города федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ). Система органов государственной власти городов федерального значения устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти городов федерального значения установлены ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Рассмотрение положений комментируемой статьи важно, поскольку на практике могут возникать споры по поводу полномочий в области градостроительной деятельности органов государственной власти городов федерального значения.

Пример: как следует из Определения ВС РФ от 28 октября 2015 г. N 5-АПГ15-62, заявитель обратился в суд с требованием о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемые постановления приняты органами публичной власти в пределах их компетенции.

2. В ч. ч. 2 и 5 комментируемой статьи предусмотрены положения о том, что органами государственной власти городов федерального значения осуществляются по общему правилу полномочия в области градостроительной деятельности, установленные ч. 3 ст. 8 ГрК РФ (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности). Однако соответствующие полномочия могут быть отнесены к вопросам местного значения (абзац 12 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») законами соответствующих субъектов РФ.

Как следует из Определения КС РФ от 21 апреля 2005 г. N 225-О, возможность осуществления полномочий в области градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов этих субъектов РФ, а не органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований допускается федеральными законодательными актами, соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения и правовым позициям КС РФ, изложенным в указанном Определении (см., например, Определения КС РФ от 10 ноября 2002 г. N 281-О и от 5 июня 2003 г. N 274-О).

Статьей 79 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрены особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ — городах федерального значения. Указанной статьей предусмотрено положение о том, что в городах федерального значения в соответствии с уставами данных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Так, местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях — муниципальных округах, городских округах, поселениях (ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»). Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения в области градостроительной деятельности устанавливаются законом города Москвы об организации местного самоуправления в городе Москве (ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»).

К вопросам местного значения муниципального округа Москвы относится участие в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительства (подп. «и» п. 19 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56), а также внесение в соответствии с Законом г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального образования:

а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;

б) к проектам правил землепользования и застройки;

в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;

г) к проектам планировки территорий;

д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, на территориях которых разработаны указанные проекты;

е) к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;

ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (п. 23.1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56).

К вопросам местного значения городского округа Москвы относятся:

— утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории в порядке, установленном законами г. Москвы;

— выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;

— утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

— ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа в порядке, установленном законами г. Москвы (п. 25 ч. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56).

3. Применительно к ч. 3 комментируемой статьи следует отметить, что по общему правилу документами территориального планирования субъектов РФ являются схемы территориального планирования субъектов РФ (ч. 1 ст. 14 ГрК РФ), тогда как генеральные планы являются документами территориального планирования поселений и городских округов (муниципальных образований) (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). В городах федерального значения генеральные планы утверждаются законами соответствующих субъектов РФ <211>.
———————————
<211> Закон г. Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 «О Генеральном плане города Москвы»; Закон Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»; распоряжение Правительства Севастополя от 17 апреля 2015 г. N 291-РП «О подготовке проекта Генерального плана города Севастополя».

Акты органов публичной власти об утверждении документов территориального планирования носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58). По этой причине при оспаривании актов об утверждении документов территориального планирования следует руководствоваться нормами процессуального законодательства о признании недействующими нормативных правовых актов.

Генеральные планы городов федерального значения содержат те же элементы, что и генеральные планы поселений и городских округов:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).

Однако наряду с указанными общими элементами генеральные планы городов федерального значения включают в себя также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения.

Генеральные планы городов федерального значения утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти Москвы (Московская городская Дума согласно ч. 1 ст. 33 Устава города Москвы, утв. Московской городской Думой 28 июня 1995 г.), Санкт-Петербурга (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга согласно п. 2 ст. 22 Устава Санкт-Петербурга, принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г.) и Севастополя (Законодательное Собрание города Севастополя согласно ч. 1 ст. 13 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. N 1-ЗС).

Проекты генпланов не требуют согласования с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения <212>, однако федеральным законодательством могут быть установлены дополнительные требования к согласованию соответствующих документов. Например, проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию соответственно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с ГрК РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 60 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»).
———————————
<212> Внутригородским муниципальным образованием города федерального значения является внутригородская территория города федерального значения, которая представляет собой часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абзац 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения проводятся в каждом таком внутригородском муниципальном образовании соответствующих субъектов РФ. Данное положение направлено на обеспечение возможности участия населения в процедуре подготовки документов территориального планирования.

В городах федерального значения Москве <213>, Санкт-Петербурге <214> и Севастополе <215> действуют нормативные правовые акты, регулирующие отношения по поводу порядка проведения публичных слушаний в указанных субъектах РФ.
———————————
<213> Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве».

<214> Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

<215> Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 25 декабря 2015 г. N 217 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории города Севастополя».

4. Нормативы градостроительного проектирования <216> представляют собой совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерной) населения субъектов РФ, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов РФ, муниципальных образований (п. 26 ст. 1 ГрК РФ).
———————————
<216> Подробнее см.: Трутнев Э.К., Крымов С.А. Азбука градостроительного нормирования (краткие ответы на вопросы в отношении местных нормативов градостроительного проектирования) / Фонд «Институт экономики города». М., 2013.

В настоящее время в Москве <217> и Санкт-Петербурге <218> утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования. Разработка нормативов градостроительного проектирования Севастополя предусмотрена в рамках реализации Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015 — 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Севастополя от 6 мая 2015 г. N 366-ПП.
———————————
<217> Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. N 945-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения»; Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. N 801-ПП «Об утверждении Положения о содержании, порядке подготовки, утверждения и изменения нормативов градостроительного проектирования города Москвы».

<218> Закон Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 г. N 23-9 «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга».

С учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения осуществляется подготовка проектов генеральных планов соответствующих субъектов РФ. В литературе отмечается, что «с учетом» — самая мягкая формулировка (по сравнению с такими формулировками, как «в соответствии» и «на основании»), допускающая определенную степень свободы при подготовке документа либо прохождении любой другой процедуры. Вопрос о степени учета может быть предметом доказывания как в сообществе граждан, так и при судебном рассмотрении <219>.
———————————
<219> См.: Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ. М., 2010.

5. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено общее положение о необходимости согласования проекта генерального плана города Москвы с Правительством РФ. Соответствующее требование вытекает из ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 «О статусе столицы РФ», которой установлены особенности перспективного планирования развития города Москвы — столицы РФ. Указанной статьей предусмотрено, что такое согласование предусмотрено в части осуществления городом Москвой функций столицы РФ.

6. В ч. 4.1 комментируемой статьи предусмотрены положения об утверждении правил землепользования и застройки в городах федерального значения.

Правила землепользования и застройки — это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

В городах федерального значения такие правила утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В Москве таким органом является Правительство Москвы согласно ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 «О Правительстве Москвы», в Санкт-Петербурге — Правительство Санкт-Петербурга согласно п. 1 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 г. N 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга», в Севастополе — Правительство Севастополя согласно п. 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя». Например, правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

В Москве и Севастополе до настоящего времени правила землепользования и застройки не утверждены. В Москве принято Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 286-ПП «О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве». Постановлением Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. N 1317-ПП создана комиссия по разработке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

До момента утверждения Правил землепользования и застройки ключевое значение как для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, так и для органов публичной власти имеет порядок определения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В Москве до утверждения Правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства (п. 5 ч. 1 ст. 4 ГрК г. Москвы).

Согласно ст. 6 Закона Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. N 228-ПП.

7. Частью 6 комментируемой статьи определяется содержание нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения. Такие нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктур.

В Москве региональные нормативы градостроительного проектирования г. Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. N 945-ПП.

В Санкт-Петербурге принят Закон Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 г. N 23-9 «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга».

Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя предусмотрена Государственной программой города федерального значения Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015 — 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Севастополя от 6 мая 2015 г. N 366-ПП.

8. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает установление нормативными правовыми актами городов федерального значения требований к содержанию, порядку подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения.

В Москве соответствующие требования предусмотрены Положением о содержании, порядке подготовки, утверждения и изменения нормативов градостроительного проектирования города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. N 801-ПП.

В Санкт-Петербурге соответствующие требования предусмотрены Положением об установлении содержания, порядка подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2015 г. N 549.

9. Частью 8 комментируемой статьи предусматривается размещение нормативов градостроительного проектирования в ФГИС ТП (подробнее см. комментарий к ст. 57.1 ГрК РФ).

Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к нормативам градостроительного проектирования должен обеспечиваться посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети Интернет <220>, определенного федеральным органом исполнительной власти <221>, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (п. 5.2 ч. 2 ст. 57.1 ГрК РФ).
———————————
<220> Сайт Федеральной государственной информационной системы территориального планирования: fgistp-dev.ursgis.ru/.

<221> Органом, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) (абзац 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования»).

10. Частью 9 комментируемой статьи предусмотрено положение о том, что утверждение документации по планировке территорий осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ (см. ст. ст. 45, 46 ГрК РФ) и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Данное положение базируется на общих нормах Конституции РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).