1. Объект незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, признается незавершенным объектом капитального строительства со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства по следующим основаниям:
1) срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном настоящим Кодексом);
2) со дня отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию прошло более двенадцати месяцев (при условии, что основания для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию не устранены, такой объект не введен в эксплуатацию);
3) истек срок действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, заключенного с застройщиком, при отсутствии оснований, предусмотренных гражданским, земельным законодательством, для приобретения прав на такой земельный участок в целях завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не завершены и возникли ограничения, установленные земельным и иным законодательством Российской Федерации, являющиеся в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 55 настоящего Кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию;
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
5) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не предусмотрены на завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, в течение трех лет начиная с последнего года, в котором осуществлялось финансирование таких строительства, реконструкции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при условии, что такие строительство, реконструкция не осуществляются за счет внебюджетных источников финансирования;
6) в отношении объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, и (или) земельного участка, на котором расположен такой объект, наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;
7) вступило в силу решение суда, в том числе о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой.
2. Правительством Российской Федерации наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут быть предусмотрены иные основания отнесения объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
3. Объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета и не завершены, относятся к незавершенным объектам капитального строительства, подлежащим включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, указанный в части 1 статьи 55.35 настоящего Кодекса.
4. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут быть предусмотрены иные основания отнесения объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
5. Объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и не завершены, относятся к незавершенным объектам капитального строительства, подлежащим включению в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, указанный в части 2 статьи 55.35 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 55.34 ГрК РФ
Статья 55.34 Градостроительного кодекса РФ представляет собой ключевой нормативный элемент, который регулирует процесс классификации объектов строительства, финансирование которых осуществляется из бюджета на федеральном или региональном уровне, как незавершенных объектов капитального строительства. Этот процесс начинается с момента регистрации объекта в соответствующем реестре незавершенных строительных объектов. Основания для такой регистрации включают в себя различные сценарии: истечение срока действия строительного разрешения без последующего его продления, отказ в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, если не были устранены причины отказа в течение 12 месяцев, окончание срока аренды или безвозмездного пользования земельным участком, наложение ареста или других юридических ограничений на объект или земельный участок, а также отсутствие предусмотренных бюджетных средств на завершение строительства в течение трехлетнего периода.
Дополнительно статья предоставляет полномочия Правительству РФ и региональным властям устанавливать дополнительные критерии для определения статуса незавершенного строительства. Это значит, что в зависимости от специфики региона или конкретного случая могут быть применены различные подходы к классификации объектов.
Особое внимание уделяется разграничению между федеральным и региональным уровнями учета незавершенных объектов. Такой подход позволяет обеспечить более тщательный и целенаправленный контроль за расходованием бюджетных средств, а также способствует более оперативному решению проблем, связанных с затягиванием строительных проектов и неправильным использованием государственного финансирования.
Комментируемая статья является важным инструментом в руках государственных органов для улучшения управления в сфере капитального строительства, обеспечения прозрачности и ответственности при использовании государственных средств и предотвращения неправомерных действий в строительной отрасли.