1. При осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принять решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда.
2. Компенсация органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц, не освобождает лицо, виновное в причинении такого вреда, от ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Комментарий к Ст. 61 ГрК РФ
1. В соответствии со статьёй 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Комментируемой статьей ГрК РФ установлена как раз такая обязанность, но только по отношению к случаям чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <1> чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 <1> утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Так, к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4563.
2. Из предоставляемых на федеральном уровне компенсаций гражданам за ущерб, связанный с чрезвычайными ситуациями, наиболее значительные компенсации предоставлены гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <1> утверждены: Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества; Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 164.
Что касается возмещения причиненного вреда, о чем говорится в п. 2 комментируемой статьи, то следует отметить, что чрезвычайные ситуации нередко связаны с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Статьей 1079 ГК РФ установлены особенности наступления ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, к которой, в частности, относятся: использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности. Установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Второй комментарий к Статье 61 Градостроительного кодекса
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи при осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы публичной власти могут принять решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда.
Необходимо обратить внимание на субъектный состав возникающих правоотношений: право на принятие решений о компенсации вреда принадлежит государственным и муниципальным органам. Что касается других органов и организаций, то они вправе принять такое решение в пределах своей правосубъектности и компетенции. В качестве получателей компенсаций предусматриваются физические лица, т.е. граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Уполномоченный орган самостоятельно определяет категории физических лиц, которым предоставляются соответствующие компенсации, и размер компенсаций. Понятие и сущность чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера определены ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. В связи с особым характером компенсаций, предоставляемых государственными и муниципальными органами в целях возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц, они не сочетаются ни с какими другими выплатами и предоставлениями, предусмотренными действующим законодательством. Эти же компенсации не могут составлять неосновательное обогащение и засчитываться в счет исполнения других гражданско-правовых обязанностей. В связи с этим ч. 2 ст. 60 ГрК РФ никоим образом не может освободить лицо, виновное в причинении вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц, от установленной законом гражданско-правовой ответственности.