Статья 55.16-1 ГрК РФ (действующая редакция). Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации

1. Средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. Саморегулируемая организация обязана в течение десяти рабочих дней со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций разместить средства компенсационного фонда возмещения вреда, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае формирования такого компенсационного фонда) на специальных банковских счетах, указанных в части 1 настоящей статьи.

2. Кредитная организация, указанная в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном банковскими правилами и договором специального банковского счета, открывает саморегулируемой организации специальные банковские счета в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Специальный банковский счет открывается отдельно для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Договоры специального банковского счета являются бессрочными.

3. Средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, внесенные на специальные банковские счета, используются на цели и в случаях, которые указаны в частях 4 и 5 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

4. Кредитная организация обязана осуществлять операции по специальным банковским счетам, на которых размещены средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями частей 4 и 5 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Иные операции по специальным банковским счетам не допускаются. При получении от органа надзора за саморегулируемыми организациями уведомления об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций кредитная организация обязана приостановить операции по специальным банковским счетам, на которых размещены средства компенсационных фондов такой саморегулируемой организации.

5. Учет средств компенсационного фонда возмещения вреда и средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ведется саморегулируемой организацией раздельно от учета иного имущества такой организации. На средства компенсационных фондов саморегулируемой организации не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 55.16 настоящего Кодекса, и такие средства не включаются в конкурсную массу при признании судом саморегулируемой организации несостоятельной (банкротом).

6. Права на средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов. При исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций права на средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. В этом случае Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления органа надзора за саморегулируемыми организациями об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций обязано направить в соответствующую кредитную организацию требование по форме, установленной Правительством Российской Федерации, о переводе на специальный банковский счет (счета) указанного Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации. Кредитная организация переводит средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) указанной некоммерческой организации в соответствии с таким требованием о переводе.

7. Одним из существенных условий договора специального банковского счета является согласие саморегулируемой организации на предоставление кредитной организацией, в которой открыт специальный банковский счет, по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями информации о выплатах из средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, об остатке средств на специальном счете (счетах), а также о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, размещенных во вкладах (депозитах) и в иных финансовых активах саморегулируемых организаций, по форме, установленной Банком России.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

8. Средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера могут размещаться на условиях договора банковского вклада (депозита) в валюте Российской Федерации в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств такого компенсационного фонда, в размере, не превышающем 75 процентов размера средств такого компенсационного фонда, с учетом требования части 10 настоящей статьи.

8.1. В случае несоответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, саморегулируемая организация обязана расторгнуть договор специального банковского счета, договор банковского вклада (депозита) досрочно в одностороннем порядке не позднее десяти рабочих дней со дня установления указанного несоответствия. Кредитная организация перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации и проценты на сумму таких средств на специальный банковский счет иной кредитной организации, соответствующей требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня предъявления саморегулируемой организацией к кредитной организации требования досрочного расторжения соответствующего договора.

9. Утратила силу с 30 декабря 2022 г. — Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 542-ФЗ

10. При необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда или из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств срок возврата средств из указанных в настоящей статье активов не должен превышать десять рабочих дней с момента возникновения такой необходимости.

Комментарий к Ст. 55.16-1 ГрК РФ

1. В настоящей статье законодатель фактически продолжает определять правовой статус средств компенсационных фондов, формируемых ГрСРО, как он делал это в ст. 55.16, но теперь речь идет о том, в каком порядке данные средства должны размещаться на счетах в кредитной организации. Комментируемая норма введена в ГрК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ и вступила в силу с 4 июля 2016 г. Некоторые правовые акты, предусмотренные ей, пока не приняты, о чем будет сказано далее.

Частью 1 настоящей статьи предусмотрено, что средства КФВВ и КФОД размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих специальным требованиям. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2016 г. N 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», согласно которому кредитные организации, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов ГрСРО, должны соответствовать требованиям о наличии у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций, а также о наличии у кредитной организации собственных средств (капитала), размер которых (рассчитываемый по методике Центрального банка РФ) не может быть менее 100 млрд рублей по состоянию на последнюю отчетную дату. Соответствие кредитной организации указанным требованиям подтверждается соответствующей информацией, размещенной на официальном сайте Центрального банка РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно Инструкции Центрального банка РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И генеральная лицензия предполагает возможность кредитной организации осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

— осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

— инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что для размещения средств компенсационных фондов ГрСРО законодатель обязывает избирать наиболее ответственных участников рынка финансовых услуг, экономические и организационные требования к которым, по сути, максимальны.

Необходимо иметь в виду, что закон говорит о размещении средств компенсационных фондов непосредственно ГрСРО, а не посредниками. Из содержания комментируемой статьи следует, что размещать средства через третьих лиц ГрСРО запрещается. К такому же выводу приходят и судебные органы.

Пример: Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора рассмотрело уведомление СРО НП о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ГрСРО, и приняло решение о приостановлении внесения сведений в реестр в отношении представленного НП Положения о компенсационном фонде, в п. 3.1 которого указано на возможность размещения средств компенсационного фонда управляющей компанией, в связи с несоблюдением положений ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ. В письме Ростехнадзор указал СРО НП на необходимость устранения нарушения и на то, что нормы ГрК РФ определенно предписывают совершение СРО конкретных действий по передаче денежных средств банку, а не какому-либо иному третьему лицу. Передача компенсационного фонда третьим лицам будет противоречить норме ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ, цели создания компенсационного фонда и повлечет риск его утраты в случае недобросовестных действий третьих лиц. Кроме этого, в силу п. 1 ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что Положение утверждено в нарушение указанных положений законодательства. Кроме того, понятие и статус управляющей компании в Положении не раскрываются, контроль за их действиями возлагается на некий специализированный депозитарий, правовое положение которого также не определено. При этом ГК РФ не предусмотрено участие каких-либо специальных депозитариев при заключении, исполнении и прекращении договоров вклада между банками и вкладчиками. Контроль за банками и банковской деятельностью осуществляется Центральным банком РФ. С учетом изложенных обстоятельств суды, вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу, что Ростехнадзор правомерно приостановил внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ГрСРО в отношении представленного НП СРО Положения о компенсационном фонде (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2015 г. по делу N А40-28222/15).

2. Особенности размещения средств компенсационных фондов ГрСРО, устанавливаемые комментируемой статьей, сводятся к следующему:

— во-первых, средства КФВВ и КФОД размещаются на отдельных счетах, каждый из которых является бессрочным (что довольно логично, поскольку деятельность самих ГрСРО не ограничивается каким-либо сроком, как и всякая иная предпринимательская деятельность);

— во-вторых, кредитная организация имеет право осуществлять операции по банковским счетам, на которых размещены указанные средства, только в соответствии с требованиями ст. 55.16 ГрК РФ (речь идет об ограничениях на перечисление средств КФВВ и КФОД), а совершение иных операций запрещено;

— в-третьих, определено, что права на средства названных фондов принадлежат владельцу счетов, т.е. самой ГрСРО. В случае исключения ее из реестра ГрСРО права на средства переходят к Национальному объединению ГрСРО, а средства соответственно перечисляются на банковский счет Национального объединения. Конкретного документа, регулирующего правовой механизм взаимодействия Национального объединения и соответствующей кредитной организации, пока нет, поэтому стороны должны руководствоваться гражданским законодательством, правилами комментируемой статьи и договором банковского счета.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 7 настоящей статьи одним из существенных условий данного договора является согласие ГрСРО на предоставление кредитной организацией, в которой открыт специальный банковский счет, по запросу органа надзора за ГрСРО информации о выплатах из средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) ГрСРО, об остатке средств на специальном счете (счетах), а также о средствах компенсационного фонда ГрСРО, размещенных во вкладах (депозитах) и в иных финансовых активах ГрСРО, по форме, установленной Банком России. Данное условие, очевидно, направлено на обеспечение финансовой прозрачности в отношении средств КФВВ и КФОД и является обоснованным, поскольку закон связывает с размером данных фондов важные юридические последствия, о которых уже говорилось ранее. В настоящее время указанная в ч. 7 форма предоставления информации не утверждена, существует лишь проект указания Банка России «Об утверждении формы выписки, содержащей сведения о движении денежных средств компенсационного фонда СРО, размещенных на специальном банковском счете, и об остатках денежных средств на специальном банковском счете». В пояснительной записке к проекту указано, что форма данной выписки соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/519@ «Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки».

3. В комментируемой статье определено также, что средства КФВВ в целях сохранения и увеличения их размера размещаются и (или) инвестируются в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Названные средства могут передаваться в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Следует обратить внимание на несколько важных обстоятельств.

Во-первых, закон позволяет размещать или инвестировать только средства КФВВ, ничего при этом не говоря о средствах КФОД. Это можно, вероятно, объяснить тем, что создание КФВВ относится к безусловным обязанностям ГрСРО, а создание КФОД предусмотрено только в особых случаях (см. комментарий к ст. 55.16).

Во-вторых, на настоящий момент времени соответствующий нормативный правовой акт отсутствует, разработан лишь проект постановления Правительства РФ «О порядке и условиях размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство» (проект подготовлен Минстроем России). Согласно данному документу ГрСРО вправе разместить средства компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного такой ГрСРО, на специальном депозите в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ для кредитных организаций, в которых допускается размещение на специальных банковских счетах средств КФВВ и КФОД. ГрСРО вправе разместить на специальном депозите не более чем 70% от общей суммы размещенных на специальном банковском счете средств КФВВ. При этом возврат средств, размещенных на специальном депозите, и уплата процентов по нему допускаются только на специальный банковский счет, открытый ГрСРО для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда. Также в проекте постановления Правительства РФ указано, что на денежные средства, размещенные на специальном депозите, не может быть обращено взыскание по обязательствам ГрСРО, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 — 5 ч. 4 и п. п. 1, 3 — 5 ч. 5 ст. 55.16 ГрК РФ.

В-третьих, комментируемая статья (ч. 10) устанавливает, что в случае необходимости осуществления выплат из средств КФВВ или КФОД возврат таких средств, размещенных на специальном счете (депозите), осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента возникновения такой необходимости. Опять же в настоящий момент правила взаимодействия кредитной организации и ГрСРО по поводу возврата указанных средств еще не определены, поэтому следует руководствоваться данной статьей, нормами ГК РФ и договором банковского счета.