1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — электронный документ, подписанный электронной подписью).
2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
5. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ
6. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ
7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 39 ГрК РФ
1 — 4. В отличие от порядка использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного для основного вида разрешенного использования, при котором владелец земельного участка или объекта капитального строительства самостоятельно выбирает вид использования из нескольких видов разрешенного использования, предусмотренных в градостроительном регламенте для данной территориальной зоны или подзоны, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается органом местного самоуправления. Это обусловлено тем, что условно разрешенный вид использования является видом разрешенного использования, не предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны или подзоны, исключением из общего правила. Для того чтобы получить указанное разрешение, заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
5 — 10. Замечания и предложения участников публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования носят рекомендательный характер, однако они должны быть рассмотрены комиссией и на них должны быть даны обоснованные ответы, которые подлежат включению в заключение о результатах публичных слушаний.
11. Если вид условно разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства не был включен в градостроительный регламент, то проводится обязательное публичное слушание по данному вопросу. Если вид условно разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства уже включен в градостроительный регламент и по данному вопросу уже проводились публичные слушания при внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки, то проведения дополнительных публичных слушаний не требуется.
12. Любые физические или юридические лица вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, в случае если данное решение, по их мнению, нарушает их права и законные интересы. Порядок такого обжалования установлен АПК РФ применительно к ненормативным правовым актам органов местного самоуправления, а также ГПК РФ.
Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов органов местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев с того дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Второй комментарий к Статье 39 Градостроительного кодекса
1. В комментируемой статье определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Эта процедура справедливо названа некоторыми авторами согласованием частных и публичных интересов в сфере градостроительства <75>.
———————————
<75> См.: Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, заинтересованный субъект (физическое или юридическое лицо) должен направить соответствующее заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. В тексте статьи не раскрывается, о какой комиссии идет речь, но системное толкование положений ГрК РФ позволяет утверждать, что речь идет о той же самой комиссии, которая создается органом местного самоуправления для подготовки правил землепользования и застройки (подробнее см. комментарий к ст. 31). На комиссию возлагаются следующие обязанности:
— организация публичных слушаний, сбор предложений и замечаний для включения в протокол публичных слушаний (ч. ч. 2, 4, 5);
— направление заключения о результатах публичных слушаний для официального опубликования (ч. 6). Важно иметь в виду, что заключение носит только рекомендательный характер. Как разъясняют судебные органы, закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями, что следует из п. 12 ст. 39 ГрК РФ, предусматривающего право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 г. по делу N А09-1087/2011). Суды также указывают, что заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, а следовательно, не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2011 г. N 17АП-3797/2011-ГК по делу N А71-11358/2010);
— подготовка рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направление этих рекомендаций главе местной администрации (п. 8).
Принципиально важным является то, что заинтересованным лицом в смысле положений данной статьи может быть признан только правообладатель, т.е. лицо, имеющее какое-либо субъективное право на использование соответствующего объекта. Как разъясняют суды, любой законный правообладатель земельного участка, в том числе победитель аукциона, может воспользоваться правом обратиться за разрешением на условно разрешенный вид использования земельного участка (ст. 39 ГрК РФ). Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка носит заявительный характер, данное разрешение предоставляется лишь законному правообладателю, следовательно, выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка до проведения торгов невозможна (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июня 2016 г. по делу N А79-5356/2015).
2. В комментируемой статье определены следующие процедурные вопросы:
1) установлена необходимость проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (ч. 2). В обязательном порядке в публичных слушаниях должны принимать участие лица, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Судебные органы обращают внимание на то, что у публичных слушаний должен быть четко определен предмет — предоставление разрешения заинтересованному лицу. Отсутствие именно такой формулировки не позволяет считать процедуру выполненной.
Пример: суд, анализируя положения ч. ч. 1, 2, 8 и 9 ст. 39 ГрК РФ, пришел к выводу о том, что разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть предоставлено только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2016 г. по делу N А64-1015/2016).
В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (п. 3), другими словами, здесь законодатель из начала территориальности делает единственное исключение.
При этом судебные органы разъясняют, что п. 3 ст. 39 ГрК РФ не ограничивает прав граждан муниципального образования, проживающих за пределами территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение, на участие в публичных слушаниях, предусматривая лишь перечень заинтересованных лиц, участие которых является обязательным (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2016 г. N Ф09-9973/14 по делу N А60-24250/2014);
2) установлена необходимость информирования о проведении публичных слушаний правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Информация должна быть направлена указанным лицам не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица (ч. 4);
3) определен срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний. Он не может быть более одного месяца, но муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен и меньший срок (ч. 7);
4) установлено, что на основании подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 8). Как разъясняют суды, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, однако это не предполагает обязанности администрации направить в адрес заявителя текст принятого решения (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2016 г. по делу N А04-5246/2015).
3. Как определено в ч. 10 комментируемой статьи, расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. Очевидно, лаконичная формулировка закона должна быть конкретизирована на уровне муниципальных правовых актов, в противном случае данную норму невозможно будет применить.
В некоторых муниципальных образованиях это положение конкретизировано путем определения платы за проведение публичных слушаний. Так, согласно решению Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 24 марта 2010 г. N 263/64 «Об утверждении платы за проведение публичных слушаний по изменению разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства» устанавливается плата за проведение публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в сумме:
— для физических лиц — 2 834 рубля (НДС не облагается);
— для юридических лиц и предпринимателей — 3 871 рубль (НДС не облагается);
— с льготных категорий граждан плата не взимается.
При этом к льготным категориям граждан относятся:
— пенсионеры по возрасту;
— многодетные семьи;
— участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
— инвалиды 1 и 2 групп;
— Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
4. Как следует из ч. 12 комментируемой статьи, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. По не вполне понятным причинам аналогичная норма (почти точная копия) содержится и в ч. 7 ст. 37 настоящего ГрК РФ. Полагаем, что повторение здесь обусловлено всего лишь технической ошибкой. Что касается самой нормы, то ее присутствие вполне логично и вытекает из общего конституционного принципа о возможности обжаловать действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. В данном случае обжалование будет подчиняться положениям гл. 12 КАС РФ (при этом нужно различать споры по поводу решений об отказе в предоставлении разрешений и споры о признании результатов публичных слушаний недействительными — в последнем случае могут обсуждаться по преимуществу процедурные нарушения, в то время как в первом — нарушения норм материального права).