1. Региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, указанных в части 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса.
3. Подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:
1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
2) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
3) природно-климатических условий субъекта Российской Федерации;
4) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
5) утратил силу с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ
6) прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
7) предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и заинтересованных лиц.
4. Проект региональных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» (при наличии официального сайта субъекта Российской Федерации) не менее чем за пятнадцать рабочих дней до их утверждения.
5. Утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
6. Порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 29.3 ГрК РФ
1. Часть 1 содержит бланкетную норму, отсылающую в области установления нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них к региональному подзаконному нормотворчеству. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об утверждении данных нормативов, но не об их подготовке, разработке или изменении. Региональное законодательство в области градостроительной деятельности, как правило, дублирует норму ч. 1 рассматриваемой статьи. Так, согласно п. 8 ст. 22.1 Закона Саратовской области от 9 октября 2006 г. N 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются Правительством области.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
2. Объекты, о которых идет речь в ч. 2 рассматриваемой статьи, это объекты регионального значения, относящиеся к областям, установленным ч. 3 ст. 14 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). В отношении как всех из них, так и некоторых в нормативах могут содержаться расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения субъекта РФ и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения соответствующего субъекта РФ. Следует также учитывать, что перечень указанных объектов сформулирован как открытый (см. комментарий к ст. 14), то есть, в зависимости от специфики субъекта РФ, расчетные показатели могут учитываться и в отношении иных объектов.
3. Перечень необходимых показателей, которые должны учитываться при разработке нормативов, сформулирован в ч. 3 как императивный — отступать от них, то есть не учитывать их, региональные власти не вправе. Учет и отражение указанных показателей содержится в материалах по обоснованию нормативов градостроительного проектирования.
Административно-территориальное устройство соответствующего субъекта РФ и социально-демографический состав и плотность населения муниципальных образований в границах субъекта — одни из таких показателей. В материалах по обоснованию проектов эти показатели указываются в той форме, которая обусловлена спецификой субъекта РФ. К примеру, в Материалах по обоснованию нормативов градостроительного проектирования, разработанных ОАО «Иркутскгражданпроект» по заказу Службы архитектуры Иркутской области по контракту N 110-ОК/14 от 1 августа 2014 г. (раздел 2), содержится описание особенностей административно-территориального деления области. В начале идет общая информация — законами Иркутской области от 2004 года, законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2005 году на территории Иркутской области образовано 42 муниципальных образования, из них 9 городских округов и 33 муниципальных района, из них 6 составляют административно-территориальную единицу с особым статусом Усть-Ордынский Бурятский округ. Затем идет более подробная информация об административно-территориальном делении.
Природно-климатические условия также указываются с учетом специфики субъекта. При этом называются природно-климатические и географические факторы, обусловливающие специфику природно-климатических условий (климатообразующие факторы). В частности, в указанных выше Материалах к основным климатообразующим факторам Иркутской области относятся:
— удаленность от морей и расположение в центре материка;
— значительная приподнятость территории над уровнем моря;
— сложное орографическое строение области;
— близость крупных водных объектов (оз. Байкал и Ангарские водохранилища);
— особенности циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны).
Стратегии, программы и прогнозы социально-экономического развития субъекта — это виды документов стратегического планирования, в данном случае регионального уровня. ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» относит стратегию социально-экономического развития субъекта к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на уровне субъекта РФ, — ст. 32 указанного Закона. Статья 33 данного Закона относит прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования на уровне субъекта РФ.
Необходимость учета такого вида документов продиктована отражением в них ключевых особенностей, проблем и задач, реализация и решение которых может повлиять на архитектурно-строительную деятельность в соответствующем субъекте. В качестве примера можно указать Стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 г. N 321-П. Раздел 3.3.2 Стратегии определяет в качестве стратегического приоритета области повышение качества жизни населения. В этом отношении при обосновании нормативов строительного проектирования нельзя не учитывать, в частности, следующие положения указанного раздела Стратегии, определенные как направления действий в данном направлении:
— сохранение и улучшение природной среды обитания человека, минимизация всех видов антропогенного воздействия на экосистему и сохранение биологического разнообразия области, включая формирование экологических стандартов в сфере экономического развития, развитие систем использования вторичных ресурсов и использование возобновляемых источников энергии;
— приоритетное развитие малоэтажного жилищного строительства, формирующего новый облик городов и отражающего мировые тенденции развития в воспроизводстве жилищного фонда, ориентированные на формирование более комфортной и экологической среды для населения;
— обеспечение доступности качественного общего образования путем создания новых мест и модернизации действующих образовательных организаций, ориентированное на обучение в первую смену, перевод обучающихся из зданий с высокой степенью износа и т.д.;
— достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных, нестационарных торговых объектов и торговых объектов местного значения;
— развитие системы обеспечения социальным жильем специалистов бюджетной сферы, в том числе молодых специалистов.
Необходимость учета предложения органов местного самоуправления на соответствующей территории более чем очевидна. В качестве заинтересованных лиц могут выступать, к примеру, правообладатели соответствующих земельных участков.
Так, ст. 22.1 Закона Саратовской области от 9 октября 2006 г. N 96-ЗСО определяет, что подготовка проектов региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется органом исполнительной власти области, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности, в соответствии с федеральным законодательством. Подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется также с учетом:
— административно-территориального устройства Саратовской области;
— социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах области;
— природно-климатических условий области;
— стратегии социально-экономического развития Саратовской области;
— программы социально-экономического развития области;
— прогноза социально-экономического развития области;
— предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах Саратовской области, и заинтересованных лиц.
4. Проект региональных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте субъекта РФ в сети Интернет (при наличии официального сайта) не менее чем за 2 месяца до их утверждения. Императивность данного правила обусловлена необходимостью обеспечить условия для учета предложений по изменению нормативов — с учетом правила об обязательности учета предложений заинтересованных лиц в ходе разработки нормативов. Кроме того, это обусловлено и социально значимым характером самих нормативов.
Размещение проекта осуществляется на официальном сайте либо субъекта РФ, либо уполномоченного органа государственной власти соответствующего субъекта.
5. Правило ч. 5 комментируемой статьи об опубликовании утвержденных нормативов в печатных СМИ соответствующего субъекта РФ императивно, и региональное законодательство чаще всего просто дублирует данную норму ГрК РФ.
В частности, согласно п. 5 ст. 2 Закона Челябинской области от 4 сентября 2014 г. N 747-ЗО «О порядке подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования в Челябинской области» утвержденные региональные нормативы подлежат опубликованию в газете «Южноуральская панорама» и размещению в ФГИС ТП в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
6. Часть 6 устанавливает бланкетную норму, отсылающую к региональному законодательству в области установления порядка подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования, — этот порядок определяется законом субъекта РФ с учетом положений ГрК РФ. Учет положений Кодекса осуществляется соответственно соотношению императивных и диспозитивных норм ГрК РФ с нормами регионального законодательства — императивные нормы не могут игнорироваться, диспозитивные используются и соблюдаются исходя из специфики субъекта РФ.
К примеру, ст. 1 Закона Саратовской области от 9 октября 2006 г. N 96-ЗСО относит к полномочиям областной Думы (представительного органа власти) в данной сфере:
— установление порядка подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования;
— установление порядка систематизации нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения.