1. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.1. Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.
2. Утратила силу.
3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.
4. Утратила силу.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6. Утратила силу.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
9. Внесение изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса.
10. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
11. В случае, если на межселенных территориях расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее — лесные поселки), или военные городки, созданные в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки), образование на межселенных территориях населенных пунктов из таких лесных поселков и военных городков осуществляется с учетом положений частей 20 — 26 статьи 24 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 15 ГрК РФ
Порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ во многом совпадает с порядком подготовки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, установленным ст. 11 Кодекса (см. комментарий к указанной статье).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Одним из основных различий между ними является перечень субъектов, с которыми органам государственной власти субъекта РФ надлежит согласовывать проекты схем территориального планирования субъекта РФ (п. 3 данной статьи). При этом предусмотрено обязательное согласование проекта схемы с высшими органами государственной власти субъектов РФ, граничащих с разработавшим схему субъектом РФ. Императивное значение данной нормы не предусматривает исключений. В то же время согласование схем, предполагающих размещение объектов регионального значения, в существенном отдалении от границ субъекта РФ может оказаться в достаточной степени формальным условием. Положения п. 2 ст. 16 настоящего Кодекса, устанавливающие основания согласования проектов схем территориального планирования субъекта РФ с органами государственной власти иных субъектов РФ, определены в достаточно общей форме, что потребует уточнения вопроса о необходимости согласования при разработке конкретных документов планирования.
Отношения в области установления и реализации технических регламентов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.
В то же время в соответствии с тем же Законом требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Рассматриваемым Законом определено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
— механическую безопасность;
— пожарную безопасность;
— промышленную безопасность;
— электрическую безопасность.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технический регламент не может содержать требований к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Второй комментарий к Статье 15 Градостроительного кодекса
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет, что схема территориального планирования субъекта РФ утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Необходимо отметить не вполне удачную с точки зрения юридической техники конструкцию комментируемой статьи. В соответствии с ее ч. 10 состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, порядок внесения изменений в такие схемы подлежат установлению законами субъектов РФ. Таким образом, норма об утверждении проекта (ч. 1 комментируемой статьи) с точки зрения причинной связи должна быть следующей после нормы, регулирующей процедуры порядка подготовки проекта схемы территориального планирования. Однако с учетом положения ч. 1.1 комментируемой статьи о том, что подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта РФ должна осуществляться и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования, конструкция нормы, регулирующей установление процедуры принятия схемы территориального планирования субъекта РФ, очевидно нуждается в совершенствовании.
Нормативы градостроительного проектирования включены в состав комментируемого Закона отдельной главой 3.1 принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ».
Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования п. 3 ст. 7 комментируемого Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности.
Понятие региональных нормативов градостроительного проектирования дано через раскрытие их содержания. Согласно ст. 29.2 комментируемого Закона региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в ч. 3 ст. 14 комментируемого Закона, иными объектами регионального значения населения субъекта РФ и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.
КС РФ в Определении от 1 декабря 2005 г. N 468-О указал, что отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения РФ и ее субъектов РФ, перечисленные в ст. 72 Конституции РФ, — природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1), а потому законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (п. «к»), в совместном ведении РФ и субъектов РФ, несмотря на отсутствие специального указания на него как на обособленную отрасль в ст. 72 Конституции РФ.
В приведенной связи следует заключить, что в компетенции субъекта РФ находится вопрос регулирования непосредственной процедуры принятия схемы территориального планирования субъекта РФ.
Саму процедуру следует разделить на: согласительные процедуры, процедуру утверждения проекта и процедуры рассмотрения предложений по изменению утвержденной схемы территориального планирования.
2. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность согласования схемы территориального планирования субъекта РФ с тремя категориями публично-правовых образований: во-первых, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, во-вторых с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектами РФ, которые обеспечили подготовку проекта схемы территориального планирования, и, в-третьих, с органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию.
Часть 5 комментируемой статьи наделяет заинтересованных лиц правом подачи предложений по проекту схемы территориального планирования субъекта РФ.
Очевидно, что понятие «заинтересованные лица» является более широким, нежели три категории публично-правовых субъектов, приведенных в ч. 3 комментируемой статьи.
Судебная практика показывает возможность включения в категорию «заинтересованные лица» на стадии согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и лиц, указанных в ч. 7 комментируемой статьи.
Пример: исковые требования ООО «Нортия» о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 30 апреля 2008 г. N 274-44 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» были мотивированы в том числе применением ч. ч. 5 и 7 комментируемой статьи в системной взаимосвязи. Определением ВС РФ от 27 мая 2009 г. N 78-Г09-17 спор рассмотрен по существу и доводы истца о том, что права и законные интересы собственников земельных участков и объектов капитального строительства должны учитываться в объеме, позволяющем обеспечить данные права и не допустить их ущемления положениями п. п. 5 и 7 ст. 15 ГрК РФ, признаны необоснованными.
Часть 7 комментируемой статьи наделяет правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства правом оспаривания схемы территориального планирования субъекта РФ в судебном порядке.
Конструкция нормы предполагают возможность такого оспаривания как на стадии проекта схемы территориального планирования, так и после ее утверждения.
О составе субъектов, наделенных указанным правом, см. комментарий к ст. 11.
3. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает возможность внесения предложений об изменениях в схемы территориального планирования субъектов РФ. Такой возможностью наделяется весь перечисленный спектр участников рассматриваемых правоотношений: органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и заинтересованные лица.
4. Согласно ч. 9 комментируемой статьи процедура изменений схемы территориального планирования должна проходить в том же нормативном порядке, что и утверждение самой схемы территориального планирования субъекта РФ.