Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

1) подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;

2) определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;

3) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;

4) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;

2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

4) подписание следующих документов:

а) акта приемки объекта капитального строительства;

б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также — национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

8. Национальное объединение саморегулируемых организаций отказывает физическому лицу во включении сведений о нем в национальный реестр специалистов в случае:

1) несоответствия такого лица требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи;

2) установления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения;

3) наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

4) наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов по указанным в пунктах 3 — 5 части 9 настоящей статьи основаниям, принятых за период не более чем три года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи;

5) наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов, принятых за период не менее чем два года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи.

9. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, исключаются из национального реестра специалистов:

1) на основании заявления такого физического лица;

2) в связи со смертью такого физического лица (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

3) в случае, если по вине такого физического лица осуществлялись выплаты из компенсационных фондов саморегулируемой организации и вина этого специалиста была установлена судом (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

4) в случае привлечения такого физического лица к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

5) если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, работником которого является такое физическое лицо, по вине такого физического лица включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и вина такого физического лица установлена судом (на основании обращения такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица);

6) по истечении у иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации и срока действия разрешения на работу.

10. Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

11. В национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

2) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);

3) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов.

12. Сведения, содержащиеся в национальном реестре специалистов, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

13. Порядок ведения национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Комментарий к Ст. 55.5-1 ГрК РФ

Настоящая статья (как и многие другие, введенные в состав ГрК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ) вступает в силу 1 июля 2017 г. Ее главной целью является создание дополнительных гарантий качества строительной продукции, но не посредством детального регламентирования соответствующих работ (тогда и речи не было бы о саморегулировании), а за счет введения особой системы требований к тем, под чьим руководством эти работы должны осуществляться.

В комментируемой статье определен правовой статус нового субъекта градостроительных отношений — специалиста по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, по организации строительства (далее — специалист). Им является физическое лицо, которое имеет право осуществлять трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Закон при этом оговаривает три условия для возникновения статуса специалиста: 1) указанные функции осуществляются исключительно на основании заключенного трудового договора; 2) указанные функции осуществляются специалистом, находящимся в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта; 3) сведения о специалисте должны быть включены в соответствующий национальный реестр.

При этом второй стороной трудового договора (работодателем) должен выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие градостроительную деятельность в любой из ее разновидностей. Указанные в ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи обязанности подлежат обязательному включению в тексты трудовых договоров и могут быть конкретизированы в соответствующих должностных инструкциях.

Буквальное толкование положений ч. 1 комментируемой статьи позволяет прийти к выводу, что оформление взаимоотношений между специалистами и членами ГрСРО посредством гражданско-правовых договоров запрещено.

Лицо приобретает статус специалиста только после того, как данные о нем будут внесены в соответствующий национальный реестр специалистов. Наличие двух реестров (для проектировщиков и строителей) основано на той же логике, по которой в России созданы и функционируют два национальных объединения ГрСРО — «НОПРИЗ» и «НОСТРОЙ» (см. комментарий к ст. 55.20). Комментируемая статья устанавливает единый подход к минимальным требованиям, соответствие которым позволяет лицу претендовать на статус специалиста (ч. 6).

Основания отказа во внесении заявителя в национальный реестр в качестве специалиста (ч. 8 комментируемой статьи) определяются подобно основаниям отказа во внесении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) в реестр ГрСРО. С основаниями отказа органически связаны основания исключения лица из национального реестра специалистов (ч. 9 комментируемой статьи). Пожалуй, единственное специальное основание, установленное для лиц, не имеющих гражданства РФ, — это истечение срока действия разрешения на временное проживание в РФ и срока действия разрешения на работу.

Поскольку комментируемая статья содержит ряд правовых новелл, ее принятие потребует разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов. К их числу относятся:

— порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключения из таких реестров (предусмотрен ч. 7 комментируемой статьи) — должен быть утвержден Минстроем России;

— перечень направлений подготовки в области строительства (предусмотрен ч. 7 комментируемой статьи) — должен быть утвержден Минстроем России;

— порядок ведения национальных реестров специалистов и порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, — должны быть установлены также Минстроем России (предусмотрены ч. 12 комментируемой статьи).

Очевидно также, что указанный орган исполнительной власти обязан разработать и утвердить по крайней мере два административных регламента по оказанию государственных услуг. Один будет регулировать ведение национальных реестров, другой — предоставление сведений из этих реестров.