Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций

1. Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).

2. Создаются национальные объединения саморегулируемых организаций следующих видов:

1) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

2.1. Могут быть созданы только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

3. Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей строительной продукции.

4. Национальные объединения саморегулируемых организаций являются юридическими лицами, имеют смету, расчетные и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своими наименованиями.

5. Национальные объединения саморегулируемых организаций образуются Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов.

5.1. Саморегулируемая организация является членом соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. В течение тридцати дней со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций она обязана уплатить вступительный взнос в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а также осуществлять иные отчисления на нужды соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.

5.2. Саморегулируемая организация исключается из членов соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в случае исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.

6. Уставы национальных объединений саморегулируемых организаций принимаются Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов.

7. Национальные объединения саморегулируемых организаций подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

8. Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:

1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включенных в национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций);

6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом;

7) подготовка и утверждение заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций;

8) ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра;

9) взаимодействие с саморегулируемыми организациями, органом надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной настоящим Кодексом информации;

10) разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

11) ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства.

8.1. Для осуществления своих функций национальные объединения саморегулируемых организаций вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления.

9. Национальные объединения саморегулируемых организаций не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении в указанные в данном уведомлении сроки, а также направляет уведомление и копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, в орган надзора за саморегулируемыми организациями. Уведомление о выявленных нарушениях, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в саморегулируемую организацию и в орган надзора за саморегулируемыми организациями.

11. В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 настоящей статьи уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями не позднее чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения.

12. Сведения, содержащиеся в едином реестре членов саморегулируемых организаций, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

13. Предоставление сведений, содержащихся в едином реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется в виде выписок из реестра без взимания платы по запросам заинтересованных лиц в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса в Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Комментарий к Ст. 55.20 ГрК РФ

1. В настоящей статье определен правовой статус национальных объединений ГрСРО. Указанные объединения созданы для соблюдения общественных интересов ГрСРО, входящих в них, представительства и защиты этих интересов в различных органах публичной власти и при взаимодействии с участниками рынка. Как верно отмечают исследователи, «система саморегулирования в сфере предпринимательства состоит из трех иерархически сопряженных элементов: 1) членов СРО, 2) СРО и 3) национальных объединений СРО. Каждый из элементов выполняет свою функциональную роль. Члены СРО непосредственно осуществляют подвергающиеся саморегулированию виды деятельности, взаимодействуя с потребителями производимых ими товаров (работ, услуг). Организующая роль в отношении членов должна принадлежать СРО, деятельность которых, в свою очередь, организуется национальным объединением» <185>.
———————————
<185> Петров Д.А. Проблемы типологии саморегулируемых организаций // Конкурентное право. 2016. N 3.

В развитие общих положений ст. 24 ФЗ «О саморегулируемых организациях» ч. 1 комментируемой статьи определяет, что национальные объединения ГрСРО являются некоммерческими организациями (с этой точки зрения не очень ясна логика законодателя, когда в этой же статье он в ч. 4 дополнительно говорит, что национальные объединения ГрСРО являются юридическими лицами, имеют смету, расчетные и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своими наименованиями, хотя это само собой вытекает из статуса некоммерческой организации. То же самое мы наблюдаем в ч. 7, где утверждается необходимость государственной регистрации национальных объединений в качестве юридических лиц).

Их специфика состоит в следующем:

— они являются общероссийскими (т.е. охватывают для целей представительства и защиты интересов все ГрСРО, созданные по российскому законодательству), но при этом негосударственными (т.е. субъекты публичного права в их создании участия не принимают);

— они объединяют ГрСРО на основе обязательного членства (о чем еще будет сказано ниже);

— они создаются в форме ассоциации (союза). В соответствии со ст. 123.8 ГК РФ, ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

2. Как следует из ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, закон позволяет существовать только двум национальным объединениям ГрСРО, разница между которыми состоит в сфере деятельности организаций — членов этого объединения:

— национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (в настоящее время это Ассоциация саморегулируемых организаций «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация — общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации», далее — «НОПРИЗ»);

— национальное объединение ГрСРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (в настоящее время это Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация — общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», далее — «НОСТРОЙ»).

Логика законодателя понятна: если речь идет о всероссийской ассоциации, основанной на обязательном членстве, таких некоммерческих организаций не может быть несколько (их могло быть несколько при условии добровольного членства, но, вероятно, тогда имелся бы риск недостижения запланированных целей создания национальных объединений).

3. Цели создания национальных объединений ГрСРО закреплены в ч. 3 комментируемой статьи. К ним относятся:

— соблюдение общественных интересов ГрСРО соответствующих видов;

— обеспечение представительства и защиты интересов ГрСРО соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— обеспечение взаимодействия ГрСРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следует иметь в виду, что новая редакция комментируемой статьи вместо работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, говорит о строительной продукции (собирательный термин для большого количества видов работ. Упоминание о строительной продукции имеет место в профессиональных стандартах, в последние годы вводимых в действие в большом количестве, см., например, Приказ Минтруда России от 16 ноября 2015 г. N 870н «Об утверждении профессионального стандарта «Инженер в области организации строительства и осуществления строительного контроля, реконструкции и демонтажа на радиационно опасных объектах»). Начало действия новой редакции — 1 июля 2017 г.

Ясно, что ради достижения указанных целей национальные объединения могут совершать все те действия, которые им разрешают совершать закон и учредительные документы. Главное, чтобы эти действия соответствовали тем функциям, которые присущи национальным объединениям и закреплены в ч. 8 комментируемой статьи. Речь идет о следующих направлениях деятельности:

1) обсуждение вопросов государственной политики в области градостроительной деятельности;

2) представление интересов ГрСРО соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления;

3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области градостроительной деятельности;

4) защита интересов ГрСРО;

5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб ГрСРО, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) ГрСРО;

6) размещение средств компенсационного фонда ГрСРО, зачисленных на счет соответствующего Национального объединения ГрСРО, и осуществление выплат из него в соответствии с ГрК РФ;

7) подготовка и утверждение заключений о возможности внесения сведений о ГрСРО в реестр, заключений об отказе во внесении сведений в реестр, заключений о возможности исключения сведений из реестра, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений из реестра;

8) ведение единого реестра членов ГрСРО, форма которого утверждается Ростехнадзором по согласованию с Минстроем России (в настоящее время действует Приказ Ростехнадзора от 25 марта 2015 г. N 114 «Об утверждении формы единого реестра членов СРО»);

9) взаимодействие с ГрСРО, Ростехнадзором в части получения и передачи предусмотренной ГрК РФ информации.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2017 г. комментируемая статья будет дополнена еще двумя функциями, возложенными на национальные объединения (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ). Это разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства.

Указанные направления деятельности конкретизируются в учредительных документах (уставах) национальных объединений. При этом в тех же самых документах устанавливаются и ограничения правоспособности (для некоммерческой организации это весьма распространенный случай). Так, например, в Уставе «НОПРИЗ» закреплено, что объединение не вправе:

— вмешиваться в деятельность ГрСРО, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

— учреждать юридические лица, выполняющие инженерные изыскания и (или) осуществляющие подготовку проектной документации, и становиться участником таких юридических лиц, а также выступать посредником (комиссионером, агентом) по реализации работ по выполнению инженерных изысканий и (или) подготовке проектной документации;

— осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов Объединения и интересов его членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, в том числе:

предоставлять принадлежащее ему имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;

выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников;

приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, выпущенные членами ГрСРО;

обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;

совершать иные сделки в случаях, предусмотренных законодательством РФ <186>.
———————————
<186> URL: nopriz.ru/ndocs/ustav/ (дата обращения: 28.02.2017).

Как видно, текст устава представляет собой отчасти расширенное воспроизводство положений ч. 9 комментируемой статьи, отчасти — дополнительно установленные ограничения, обусловленные общей логикой процесса саморегулирования (например, положения о недопущении конфликта интересов).

4. Отношения ГрСРО и национальных объединений урегулированы в ч. ч. 5.1, 5.2, 8.1 — 11 комментируемой статьи. Поскольку неотъемлемым принципом указанных отношений является обязательность членства ГрСРО в национальном объединении, большинство норм сформулировано императивно. Это касается:

— возникновения у ГрСРО членства в одном из национальных объединений (имеет место по факту внесения сведений о ГрСРО в реестр);

— прекращения членства (имеет место по факту исключения сведений о ГрСРО из реестра);

— обязательности исполнения запросов и уведомлений, направляемых в ГрСРО национальными объединениями.

Важно иметь в виду, что, поскольку членство в Национальном объединении не является предметом выбора со стороны ГрСРО, с момента внесения сведений в реестр у ГрСРО возникают в том числе и финансовые обязательства — обязательства по внесению членских взносов и иных сборов (если установлены уставом) в Национальное объединение. Судебная практика здесь складывается единственно возможным образом: неисполненная обязанность уплаты вступительного взноса в течение 30 дней порождает задолженность, и эта задолженность подлежит взысканию (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 г. по делу N А40-34654/14, Апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2013 г. по делу N 11-39603, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2013 г. по делу N А40-146561/12-62-1405).

Права и обязанности членов национальных объединений закреплены в их уставах. Так, например, в разделе 3 Устава «НОПРИЗ» определено, что член объединения имеет право:

1) участвовать в работе Съезда, вносить предложения в повестку дня Съезда и в повестку заседания Совета Объединения и голосовать по всем вопросам повестки дня Съезда, обжаловать решения Совета Объединения на Всероссийском съезде;

2) выдвигать кандидатов на должность Президента Объединения, в Совет Объединения и в Ревизионную комиссию Объединения в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

3) в лице своих представителей избираться и быть избранными в постоянные и иные органы Объединения;

4) участвовать в разработке документов Объединения;

5) иными способами участвовать в работе и управлении делами Объединения в установленном настоящим Уставом порядке;

6) вносить предложения по совершенствованию деятельности Объединения;

7) участвовать в мероприятиях, проводимых Объединением;

8) непосредственно обращаться в Объединение за содействием и за помощью в защите своих интересов, связанных с целями и предметом деятельности Объединения;

9) обращаться в Объединение за защитой своих прав и законных интересов;

10) безвозмездно пользоваться консультационными, информационными и иными услугами Объединения;

11) обжаловать решения органов Объединения, влекущие гражданско-правовые последствия;

12) оспаривать, действуя от имени Объединения, совершенные им сделки по основаниям, предусмотренным законом, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Объединения и т.д.

Согласно данному Уставу, члены Объединения обязаны:

1) соблюдать положения настоящего Устава и иных документов Объединения, утвержденных Съездом, и добросовестно пользоваться правами члена Объединения;

2) выполнять решения, принятые Съездом;

3) своевременно и в полном объеме уплачивать отчисления на нужды Объединения, в том числе вступительный и членские взносы;

4) принимать участие в деятельности Объединения и активно способствовать достижению целей и решению задач, стоящих перед Объединением;

5) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Объединению;

6) не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создано Объединение;

7) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Объединения и т.д.

В комментируемой статье установлено, что в случае выявления Национальным объединением допущенного ГрСРО нарушения, санкцией за которое является исключение из реестра ГрСРО, Национальное объединение направляет нарушителю обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях (а копию направляет в Ростехнадзор). Форма и порядок уведомления определены традиционно: либо на бумажном носителе, либо в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Закон предусматривает, что в случае неисполнения ГрСРО содержащегося в уведомлении предложения об устранении нарушения соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа в Ростехнадзор не позднее чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения. Как уже говорилось в комментарии к ст. 55.19, данное заключение не является обязательным для Ростехнадзора, к тому же вне зависимости от его содержания у Ростехнадзора всегда сохраняется возможность обращения в суд с заявлением об исключении ГрСРО-нарушителя из реестра. С другой стороны, внесудебное исключение ГрСРО из реестра может быть впоследствии признано судом недействительным по иску самой организации.

5. Как следует из ч. ч. 12 и 13 комментируемой статьи, реестр членов ГрСРО должен быть доступен для ознакомления на сайте Национального объединения в сети Интернет <187>. Здесь, как и в отношении информационных ресурсов самой ГрСРО, действует принцип бесплатного ознакомления с данными. При этом предоставление сведений, содержащихся в реестре членов ГрСРО, осуществляется в виде выписок из реестра без взимания платы по запросам заинтересованных лиц в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса в национальное объединение.
———————————
<187> В настоящее время реестры доступны по адресам: nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/ и reestr.nostroy.ru/reestr (дата обращения: 28.02.2017).

Следует отметить, что законодатель, уделив достаточно внимания принципу информационной открытости в отношении ГрСРО, по непонятной причине не сделал того же самого в отношении национальных объединений. Буквальное прочтение комментируемой статьи позволяет считать, что национальные объединения могут не размещать в открытом доступе никакой иной информации, кроме той, что содержится в реестрах. Однако в действительности это сослужило бы им плохую службу. Саморегулирование предполагает именно общедоступность многих сведений о той или иной организации, поэтому недочеты, допущенные законодателем, исправляются самими национальными объединениями. К примеру, Раздел 12 Устава «НОПРИЗ» предусматривает, что объединение путем размещения на официальном сайте Объединения в сети Интернет обязано обеспечить доступ к информации:

— о составе своих членов;

— о членах, прекративших свое членство в Объединении;

— о структуре и компетенции органов управления и иных органов Объединения, а также о персональном составе таких органов;

— о решениях, принятых Съездом, Советом, комитетами, Окружными конференциями и иными органами управления и совещательными органами Объединения, в форме протоколов заседаний указанных органов со всеми приложениями и дополнениями;

— об отчете Совета;

— об исках, предъявленных к Объединению или предъявленных Объединением, а также о результатах рассмотрения таких исков;

— об уведомлениях о нарушении законодательства РФ членами Объединения, поданных Объединением в Ростехнадзор;

— о средствах компенсационного фонда, зачисленных на счет Объединения ГрСРО, исключенными из реестра ГрСРО, и осуществлении выплат из указанных средств;

— о ходе и результатах экспертиз нормативных правовых актов, в проведении которых Объединение принимало участие;

— о годовых бухгалтерских отчетностях и пр.

Таким образом, в действительности принцип информационной открытости в отношении национальных объединений реализуется не менее эффективно, нежели в отношении ГрСРО.