Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений

1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы на действия (бездействие) своих членов и иные обращения, поступившие в саморегулируемую организацию. Жалобы на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иные обращения, поступившие в саморегулируемую организацию, подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией в течение тридцати календарных дней со дня их поступления, если законодательством Российской Федерации не установлен иной срок. Саморегулируемая организация по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) своих членов, а также обращения, не являющегося жалобой, но требующего в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации рассмотрения, принимает соответствующее решение. Указанное решение или в случае, если принятие решения не требуется, ответ на обращение направляется лицу, направившему жалобу или иное обращение, посредством почтового отправления по почтовому адресу, указанному в жалобе или ином обращении, либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе или ином обращении.

2. В случае выявления в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) члена саморегулируемой организации или иного обращения нарушения членом саморегулируемой организации обязательных требований саморегулируемая организация применяет в отношении такого члена меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55.15 настоящего Кодекса.

3. Процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию, утверждается внутренними документами саморегулируемой организации, предусмотренными статьей 55.5 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении жалобы на действия члена саморегулируемой организации на заседание соответствующего органа саморегулируемой организации должны быть приглашены лицо, направившее такую жалобу, и член саморегулируемой организации, на действия которого направлена такая жалоба.

5. В случае обнаружения саморегулируемой организацией факта нарушения членом такой саморегулируемой организации требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства саморегулируемая организация обязана уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.

Комментарий к Ст. 55.14 ГрК РФ

1. В настоящей статье урегулирован порядок рассмотрения ГрСРО жалоб и обращений. Установлено, что ГрСРО вправе рассматривать жалобы на действия своих членов, а также иные обращения, поступившие к ней. Закон не ограничивает круг лиц, имеющих право направлять обращения в ГрСРО, из чего следует вывод, что таковыми могут быть и физические лица, и организации, и субъекты публичного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления). Закон также не ограничивает круг вопросов, по поводу которых в ГрСРО могут быть направлены обращения.

Комментируемая статья (ч. 1) устанавливает максимальный срок для рассмотрения жалобы или обращения, который составляет один месяц со дня поступления, если законодательством не установлен меньший срок. При этом новая редакция статьи, вступающая в силу с 1 июля 2017 г., несколько иначе определяет срок — как 30 календарных дней со дня поступления, если законодательством не установлен иной срок — таким образом, в определенных случаях жалоба или обращение могут рассматриваться и дольше.

Большинство собственно процедурных вопросов, равно как и обеспечение единого подхода в работе с обращениями, оставлено на усмотрение самой ГрСРО (ч. 3 комментируемой статьи). В настоящее время многие ГрСРО в составе внутренних документов утверждают положения о работе с жалобами и обращениями.

Например, довольно типичные правила установлены в Положении о порядке рассмотрения обращений в Некоммерческом партнерстве «Объединение строителей Санкт-Петербурга». Определено, что работа с обращениями (понятие «обращение» включает в себя письменное предложение, заявление, запрос или жалобу, а также устное обращение членов Объединения, государственных органов и иных лиц) является прямой служебной обязанностью сотрудников Объединения. Установлено также, что письменные обращения принимаются только на бумажном носителе на русском языке.

Обращения, поступившие в Объединение, подлежат обязательному рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных Положением. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, направленное членом Объединения, относящееся к компетенции Объединения, рассматривается в течение 30 дней. Письменный запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанный с рассмотрением поступившего к ним обращения, рассматривается в течение 15 дней, если иной срок не установлен в запросе. Обращение, направленное иными лицами, рассматривается в течение 45 дней. Сроки, предусмотренные Положением, исчисляются в рабочих днях со дня регистрации обращения. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением обратившегося лица о продлении срока рассмотрения его обращения. Генеральным директором Объединения или его заместителем могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращения, если этого требуют интересы дела.

Ответ на обращение не дается, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Однако, если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию заявителя, ему сообщается о причинах оставления обращения без ответа. В случае если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения Объединения вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется лицо, направившее обращение. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина или наименование юридического лица, государственного или муниципального органа, направившего обращение, и почтовый адрес, ответ на обращение не дается <179>.
———————————
<179> URL: sros.spb.ru/images/upload/ud/346.doc (дата обращения: 28.02.2017).

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, выявление в результате рассмотрения жалобы на действия члена ГрСРО нарушения им требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО, правил саморегулирования ГрСРО влечет применение в отношении такого члена мер дисциплинарного воздействия (установлены в ст. 55.15). Подразумевается, что в процессе подготовки ответа на жалобу (по аналогии эту норму можно распространить и на заявления) ГрСРО проводит соответствующие проверки (в соответствии со ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ГрСРО материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия). В ходе проверок ГрСРО может запрашивать документы, материалы и сведения в государственных органах, органах местного самоуправления, у иных должностных лиц. В новой редакции текст нормы в значительной степени сокращен, упомянуты лишь «нарушения обязательных требований».

Комментируемая статья определяет в качестве обязательного требования, что при рассмотрении жалобы на действия члена ГрСРО на заседание соответствующего органа ГрСРО должны быть приглашены лицо, направившее такую жалобу, и член ГрСРО, на действия которого направлена такая жалоба. Неисполнение данного требования влечет недействительность решения о применении к организации (индивидуальному предпринимателю) мер дисциплинарной ответственности. Судебная практика придерживается этой же позиции (см. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2015 г. по делу N А12-8710/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2016 г. по делу N А12-8710/2015).

В том случае, когда обращение или жалоба не рассматриваются по существу, негативного последствия в виде применения к члену ГрСРО мер дисциплинарного воздействия не наступает. Основания отказа в рассмотрении жалобы или обращения определяются внутренними документами ГрСРО. К ним могут относиться следующие обстоятельства:

— в тексте не указаны фамилия, имя и отчество гражданина (наименование юридического лица), обратившегося с заявлением;

— текст не поддается прочтению;

— в заявлении содержатся вопросы, решение которых выходит за пределы компетенции ГрСРО (в том числе, если обжалуется судебное решение или решение должностного лица правоохранительного органа и т.п.);

— от заявителя поступило заявление о прекращении рассмотрения заявления (жалобы).

Обязательным элементом процедуры рассмотрения жалобы на действия (бездействие) члена ГрСРО является информирование компетентного органа в случае обнаружения факта нарушения членом ГрСРО требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч. 5). Комментируемая статья предусматривает обязательность уведомления либо Ростехнадзора <180>, либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.
———————————
<180> Если речь идет об объектах, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектах обороны и безопасности, иных объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорогах федерального значения, объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в ст. 48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности, иных объектах, определенных Правительством РФ.