Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки

1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:

1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

3.1. В случае, если правилами землепользования и застройки не обеспечена в соответствии с частью 3.1 статьи 31 настоящего Кодекса возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района направляют главе поселения, главе городского округа требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в целях обеспечения размещения указанных объектов.

3.2. В случае, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, глава поселения, глава городского округа обеспечивают внесение изменений в правила землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения указанного в части 3.1 настоящей статьи требования.

3.3. В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случае, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, проведение публичных слушаний не требуется.

4. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Комментарий к Ст. 33 ГрК РФ

1 — 4. Внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки. Градостроительным кодексом РФ предусмотрено два вида оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки: обязательные основания (п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ) и необязательные основания (п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ). Глава местной администрации может принять или отклонить с указанием причин отказа предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки по необязательным основаниям.

5. Решение главы местной администрации об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки может быть обжаловано в судебном порядке заинтересованными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ.

Второй комментарий к Статье 33 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье урегулирована процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки. Здесь, как следует из ч. 1, действуют все те же самые нормы, которые установлены в ГрК РФ для подготовки и принятия проекта правил, а именно:

— условия об учете при разработке проекта положений о территориальном планировании, требований технических регламентов, результатов публичных слушаний, предложений заинтересованных лиц;

— требования, касающиеся комиссии по подготовке проекта изменений, вносимых в правила землепользования и застройки;

— сроки и порядок официального опубликования сообщения о решении внести изменения в правила;

— необходимость согласования проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения с соответствующим органом государственной власти;

— требование проверки проекта изменений, вносимых в правила, органом местного самоуправления;

— порядок и сроки проведения публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки;

— порядок утверждения изменений, вносимых в правила.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, возможны два основания, по которым глава местной администрации рассматривает вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки (при этом важно обратить внимание на то, что этот перечень не подлежит расширительному толкованию):

1) основания, вытекающие из технико-юридических обстоятельств;

2) основания, обусловленные инициативой определенных лиц.

В первую группу оснований законодатель включает противоречия (несоответствия), возникшие между правилами и иными документами, регулирующими градостроительные отношения. К таким документам отнесены:

— генеральный план поселения;

— генеральный план городского округа;

— схема территориального планирования муниципального района.

Указана и вероятная причина несоответствия данных документов, а именно результат изменения их содержания. Действительно, и в генеральный план, и в схему территориального планирования могут вноситься изменения по различным объективным причинам (например, в результате уточнения описаний тех или иных объектов, размещенных на данной схеме), и, если учесть, что вся документация по территориальному планированию должна быть согласована между собой, необходимость корректировки правил землепользования и застройки достаточно очевидна.

В судебной практике сложилась позиция, согласно которой основаниями для изменения правил землепользования и застройки являются несоответствия, выявленные как в описательной части данного документа, так и в графической части (речь идет о карте градостроительного зонирования).

Пример: ВС РФ указал, что из системного толкования положений п. п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (см. Апелляционное определение ВС РФ от 13 октября 2016 г. N 50-АПГ16-13).

Во вторую группу оснований законодатель включает предложения, исходящие от органов государственной власти и иных лиц, направляемые в комиссию по подготовке проекта изменений, вносимых в правила. Установлено, что эти предложения могут быть рассмотрены только в том случае, если вероятны некоторые отрицательные последствия сохранения имеющегося положения. В частности, в ч. 3 комментируемой статьи определено следующее:

— если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения, с соответствующей инициативой о внесении изменений выступают федеральные органы исполнительной власти (если речь идет об объектах регионального значения — органы исполнительной власти субъектов РФ, если имеются в виду объекты местного значения — органы местного самоуправления муниципального района);

— если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях, то с соответствующей инициативой имеют право выступить органы местного самоуправления;

— если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, с инициативой о внесении изменений вправе выступить физические и юридические лица.

Формулировка п. 5 ч. 3 комментируемой статьи позволяет считать перечень оснований, по которым физические и юридические лица имеют право обратиться с указанной инициативой, открытым. При этом представляется вполне логичным, что соответствующий субъект не имеет права обращаться с указанной инициативой, если для этого нет никаких юридических оснований. Такая позиция встречается и в судебной практике.

Пример: арбитражный суд отказал в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным решения административного органа об отказе вынести на публичные слушания вопрос об изменении вида территориальной зоны спорного земельного участка. Как указал суд, предприниматель не является правообладателем спорного земельного участка, в его заявлении не были приведены основания, предусмотренные ч. 3 ст. 33 ГрК РФ, следовательно, заявление предпринимателя нельзя расценить как предложение в порядке ст. 33 ГрК РФ. При этом суд разъяснил, что в случае отказа в изменении вида территориальной зоны не появляется объект публичных слушаний, в этой связи не может выявляться мнение заинтересованных лиц, что указывает на отсутствие необходимости в проведении слушаний (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 июля 2010 г. по делу N А67-8416/2009).

3. Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки установлена в ч. ч. 4 — 5 комментируемой статьи, согласно которым комиссия обязана подготовить соответствующее заключение в течение 30 дней со дня поступления предложения и направить это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации в течение 30 дней обязан принять решение одного из двух видов: либо поручить комиссии подготовить проект изменений, либо отклонить предложение о внесении изменений с указанием причин отклонения.

Необходимо иметь в виду, что наряду с общим порядком обращений с инициативой о внесении изменений в правила землепользования и застройки законодатель предусмотрел и особый порядок. Речь идет о дополнениях в текст комментируемой статьи, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ и вступивших в силу 1 января 2017 г. Согласно данным нормам, если правилами землепользования и застройки не обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района направляют главе поселения, главе городского округа требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в целях обеспечения размещения указанных объектов. Из приведенной формулировки видно, что, в отличие от предложений, требования об изменениях, исходящие со стороны соответствующих органов, не могут быть проигнорированы или отклонены. Законодатель также предусмотрел упрощенный порядок реагирования главы поселения (главы городского округа) на эти требования: в течение 30 дней должны быть внесены изменения в правила землепользования и застройки, при этом проведение публичных слушаний не требуется.