Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования).

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Комментарий к Ст. 9 ГрК РФ

Назначение территориального планирования определено комментируемой статьей через содержание документов территориального планирования. Территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории. Представляется, что отношения по территориальному планированию по факту шире отношений по поводу составления соответствующих документов, — такой вывод можно сделать и из содержания данной главы.

В общем, это следует и из содержания Градостроительного кодекса, которым градостроительная деятельность в целом фактически сведена к осуществлению территориального планирования (подп. 1 ст. 1 комментируемого Кодекса), а значит, территориальное планирование в смысле данного Закона представляет собой основу градостроительства — деятельности по развитию городов и иных поселений.

Таким образом, содержание комментируемой главы как части Градостроительного кодекса, равно как и содержание градостроительной деятельности, тяготеет к пониманию такого планирования как осуществляемого преимущественно в целях развития городских поселений. Собственно, в ряде случаев градостроительство рассматривает городское поселение как стержень или центр развития территории. Признавая наличие данной концепции, следует подчеркнуть, что она существует самостоятельно и отлична по своим целям и содержанию от более общей концепции устойчивого развития территорий, которая, исходя из положений Конференции ООН 1992 г., на которой были впервые сформулированы основные положения об устойчивом развитии территорий, определяет устойчивое развитие как разумное сочетание экологических, экономических, социальных интересов в целях обеспечения благоприятных условий жизни настоящих и будущих поколений. В целом это понятие отличается от понятия устойчивого развития территорий, закрепленного комментируемым Кодексом и в его целях (как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности) <1>, хотя бы потому, что данное понятие не имеет отправной точкой развитие городов или иных населенных пунктов, а охватывает более широкие проблемы жизни общества.
———————————
<1> Пункт 3 ст. 1 комментируемого Кодекса.

Исходя из круга отношений, регулируемых комментируемым Кодексом, а именно отношений в области градостроительной деятельности, назначение территориального планирования в рамках данного Кодекса может быть сведено к осуществлению планирования в целях развития городских и иных поселений.

Поскольку территориальное планирование представляет собой механизм государственного и муниципального управления, прежде всего в том, что касается освоения территорий, вопросы планирования затрагиваются многими нормативными правовыми актами. Как правило, данные нормы касаются вопросов порядка застройки земельных участков. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» (ст. 17) местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Согласно тому же Закону перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается, если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов.

В этом смысле существует мнение, согласно которому целесообразно принять самостоятельный закон о территориальном планировании, содержащий более общие нормы о планировании как в целях развития населенных пунктов, так и в иных целях использования территорий и земель.

Отдельную правовую проблему составляет отсутствие однозначного юридического понятия территории, и в комментируемом Кодексе такое понятие также отсутствует. В связи с этим следует оценить содержание территории как объекта планирования. Исходя из норм данной главы и норм комментируемого Кодекса, территории не тождественны понятию территорий городов иных поселений, хотя наиболее близки именно к этим понятиям, понятию административно-территориальных единиц или земельных участков. В основе назначения территориального планирования, как можно понять из данной главы, находится согласование использования существующих с созданием (строительством) новых объектов недвижимости. Как представляется, в ближайшее время именно это наиболее конкретное назначение территориального планирования с учетом более декларативных по своему характеру целей устойчивого развития территории и учета интересов населения будет лежать в основе обозначенных отношений. Исходя из данного понимания, территорию как объект территориального планирования можно рассматривать в том числе как территорию размещения объекта недвижимости. В определенной степени такое понимание территории подтверждается содержанием п. 4 комментируемой статьи, которое устанавливает запрет на установление ограничений в использовании земельных участков и изменение целевого назначения земель и не устанавливает ограничений в изменении целевого использования недвижимости в границах территории. В целом указание п. 4 комментируемой статьи позволяет сделать вывод и о том, что территориальное планирование устанавливает ограничения в области управления и оборота земель и недвижимого имущества, а поскольку такое ограничение имеет существенное правовое значение, цели и основания территориального планирования должны быть обоснованы весьма четко.

Действия по территориальному планированию представляют собой достаточно сложный перечень юридически значимых процедур, предполагающий учет самых разнообразных факторов, при этом с правовой точки зрения важным является объективная и аргументированная оценка этих факторов в их совокупности для принятия правильных решений территориального планирования.

Это важно потому, что решения по территориальному планированию имеют императивный (обязательный для исполнения) характер, в связи с чем недостаточно обоснованные решения в этой области могут иметь весьма негативные последствия. Поэтому важное значение имеет порядок осуществления такого планирования, в том числе преодоление субъективизма и исправление возможных ошибок.

С правовой точки зрения к факторам относятся установленный и действующий правовой режим природных объектов и объектов недвижимости (включая землю, которая содержит в себе оба признака), в том числе правовой статус имущественных комплексов и территорий (в ином понятии, нежели содержится в комментируемом Кодексе, в том числе поселений, особо охраняемых территорий и т.п.).

Исходя из положений п. 2 комментируемой статьи, территориальное планирование — вид деятельности, осуществляемой на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Пунктом 3 комментируемой статьи не объясняется, для каких именно решений должны составляться документы территориального планирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Однако, очевидно, это не любое решение. Исходя из назначения территориального планирования, согласно комментируемому Кодексу и последующим статьям это решения о застройке территорий и соответствующем освоении городского или иного поселения.

В этом смысле вызывает некоторые сомнения запрет принятия любых решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Тем более что составление документов планирования связано с затратами из бюджета. Так, резервирование земель может быть не связано с застройкой территории или изменением целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а только с изменением субъекта права собственности на землю (например, для образования особо охраняемой территории). Перевод земель из одной категории в другую также может иметь цели, не требующие составления документов территориального планирования. В этом смысле положение п. 4 комментируемой статьи о том, что исключение может быть предусмотрено федеральными законами, следует считать правильным и обеспечивающим гибкость данной нормы.

Второй комментарий к Статье 9 Градостроительного кодекса

1. Рассматриваемая статья ГрК РФ устанавливает наиболее общие, базовые правила относительно документов территориального планирования. Последующие статьи комментируемой главы Кодекса конкретизируют и развивают ее положения.

Часть 1 комментируемой статьи определяет целевое назначение документов территориального планирования. Назначение самого территориального планирования юридически неотделимо от документов территориального планирования, поскольку именно в них оно закрепляется и посредством их реализации осуществляется.

Целью таких документов является определение целевого назначения территорий. Целевое назначение, в свою очередь, определяется исходя из ряда критериев, среди которых законодатель устанавливает совокупность социальных, экономических, экологических факторов. К социальным факторам относятся прежде всего численный и групповой состав населения, миграционные процессы и т.д. К экономическим факторам относится прежде всего экономическая специализация региона, в котором находится населенный пункт. К экологическим — состояние в сфере охраны окружающей среды и преобладающие виды природопользования. К экологическим же факторам относятся наличие (отсутствие) в соответствующем регионе определенных видов особо охраняемых природных территорий (их перечень и правовой статус установлены главой IX ФЗ «Об охране окружающей среды», а также специализированным ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Законодатель сформулировал перечень как открытый — в статье содержится указание на учет «и иных факторов». Это обусловлено тем, что целевое назначение самих территорий может меняться, при этом могут учитываться и иные факторы: в частности, при создании ЗАТО нельзя не учитывать, к примеру, политический и этнический факторы, хотя последний входит в число социальных.

Указанные факторы привязаны законодателем к цели обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, государства и муниципальных образований. Таким образом, при разработке документов территориального планирования должен, в идеале, достигаться баланс интересов указанных субъектов при достижении таких целей.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень видов документов территориального планирования. Их виды подразделяются по территориальному признаку. Два из них — государственного уровня (Российской Федерации и субъектов РФ) и один — муниципального уровня (муниципальных образований). Каждый из них подробно рассмотрен в настоящем комментарии (см. комментарии к ст. ст. 10 — 21).

3. Третья часть комментируемой статьи устанавливает две важных гарантии соблюдения документов территориального планирования. Первая состоит в обязательном характере документов территориального планирования. Это выражается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии и реализации своих решений обязаны соблюдать документы территориального планирования. Это касается любых решений таких органов, если они в той или иной степени соприкасаются с вопросами территориального планирования, даже косвенно. Другой гарантией является соблюдение юридической иерархии документов территориального планирования — если документы территориального планирования субъекта РФ или муниципального образования в чем-либо противоречат федеральным документам территориального планирования, они не применяются в той части, в которой противоречат федеральным, но лишь тем из федеральных документов, которые утверждены. Региональные и местные документы, противоречащие утвержденным федеральным, не применяются с даты утверждения соответствующих документов территориального планирования федерального уровня.

4. Весьма объемная ч. 4 рассматриваемой статьи содержит на самом деле довольно простую и краткую гарантию соблюдения и обеспечения документов территориального планирования. Смысл ее состоит в запрете на принятие решений о резервировании, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также о переводе земель из одной категории в другую в случае отсутствия документов территориального планирования. При этом по отношению к федеральному уровню содержится уточняющая оговорка с отсылкой к ч. 1 ст. 10 ГрК — в области целей осуществления указанных решений. Имеются в виду цели размещения объектов федерального значения в следующих областях:

— федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

— оборона страны и безопасность государства;

— энергетика;

— высшее образование;

— здравоохранение.

Также не допускаются решения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

С правилом ч. 4 комментируемой статьи корреспондируют и соответствующие нормы ЗК РФ. В частности, согласно ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

5. Часть 5 определяет необходимость учета при подготовке документов территориального планирования ряда информационных источников. В числе таковых законодатель определил ряд документов стратегического планирования: стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов РФ, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при наличии таковых). Общие нормы о таких документах установлены ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Под стратегическим планированием указанный Закон понимает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ. Пункт 10 ст. 3 указанного Закона определяет документ стратегического планирования как документированную информацию, разрабатываемую, рассматриваемую и утверждаемую (одобряемую) органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования. К примеру, ст. 32 указанного Федерального закона определяет такой вид документа стратегического планирования, как стратегия социально-экономического развития субъекта РФ.

Следующий вид источников, которые необходимо учитывать, — программы, принятые в установленном порядке и реализуемые за счет средств федерального бюджета, региональных, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Федеральная государственная система территориального планирования (ФГИС ТП) действует с 2011 года, основные требования к ней устанавливает ст. 57.1 ГрК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 57.1).

6. Императивное правило ч. 6 имеет целью достижение максимально возможной согласованности между документами территориального планирования — подготовка документов территориального планирования соответствующего уровня должна осуществляться с учетом уже действующих документов.

Понятия заинтересованного лица в данном случае ГрК РФ не определяет, подразумевая, что заинтересованное лицо должно определяться каждый раз исходя из специфики самого проекта документа территориального планирования, что обусловливает вероятность изменения прав и (или) законных интересов тех или иных лиц в случае утверждения проекта. К заинтересованным лицам, к примеру, следует отнести правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа. В этом смысле законодатель и установил обязательность учета предложений заинтересованных лиц. С этой нормой корреспондирует и ряд правил последующих статей рассматриваемой главы Кодекса. В частности, ч. 6 ст. 11, п. 5 ст. 15 ГрК РФ устанавливают право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования РФ.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает правила информационного обеспечения деятельности по подготовке проектов документов территориального планирования. Прежде всего это обязанность уполномоченных органов государственной власти (соответственно, органов местного самоуправления на местном уровне) обеспечить свободный доступ к проектам документов территориального планирования, а также к материалам обоснования таких проектов.

Сайт в сети Интернет, на котором должна размещаться указанная информация, определяется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (Положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418). На момент подготовки комментария действует Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования», и изменениями, внесенными в него 15 декабря 2016 г., Минкомсвязь РФ также определена в качестве органа, определяющего сайт для размещения указанных сведений.

Законодатель установил императивное правило относительно обеспечения доступа к указанным сведениям — он должен быть обеспечен не позднее чем за 3 месяца до утверждения документов территориального планирования. Исчисление сроков здесь применяется по общим правилам, поскольку специальных норм не установлено.

Подробнее о ФГИС ТП см. комментарий к ст. 57.1.

8. Восьмая часть комментируемой статьи юридико-технически является продолжением норм ч. 7. Ее цель состоит в обеспечении порядка согласования проектов документов территориального планирования. Она устанавливает порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования и материалам по их обоснованию в ФГИС ТП. Уполномоченные органы обязаны уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в электронной или почтовой форме об обеспечении доступа к указанным документам в течение 3 дней с даты обеспечения такого доступа.

Статьи 12, 16, 21 и 25 ГрК, к которым отсылает ч. 8, как раз и устанавливают порядок согласования документов территориального планирования (см. комментарии к указанным статьям).

9. Часть 9 устанавливает основные требования к процедуре доступа к утвержденным документам территориального планирования, соответственно, федерального, регионального и муниципального уровней, а также к материалам по обоснованию данных документов. Доступ должен быть обеспечен в рамках функционирования ФГИС ТП. Это означает, что доступ к документам территориального планирования и материалам по их обоснованию должен осуществляться с учетом требований ст. 57.1 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 57.1). Вторым важным требованием является размещение указанных документов и материалов на официальном сайте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Третье условие — соблюдение срока размещения документов и материалов, то есть срока обеспечения доступа к ним, — он не должен превышать 10 дней с даты утверждения указанных документов.

10. Часть 10 определяет минимальный период действия схем территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровней (в последнем случае — уровень муниципальных районов), если они предусматривают размещение линейных объектов соответствующего уровня, — в этом случае схемы территориального планирования должны утверждаться на срок не менее 20 лет. В остальных случаях законодатель установил минимальный срок в 10 лет.

11. Часть 11 устанавливает императивное правило о сроках действия генеральных планов поселений и городских округов — не менее 20 лет — это минимальный период их действия.

12. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к соответствующей категории земель, которые установлены в ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся:

— земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда; земли водного фонда;

— земли запаса.

Функциональными зонами являются участки территории, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Если документами территориального планирования утверждены границы функциональных зон, правовой режим земель, находящихся в границах таких зон, не изменяется, то есть их утверждение не является основанием для изменения правового режима земель.

13. Часть 13 комментируемой статьи возлагает обязанность установления требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального и регионального значения, объектов местного значения на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. На момент подготовки комментария таким органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Указанные функции возложены на Минстрой России п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.