Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов

1. Федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

2. Федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

3. Формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Комментарий к Ст. 8.4 ГрК РФ

1. Комментируемая статья была включена в ГрК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Федеральный закон N 369-ФЗ).

Определяя федеральный реестр сметных нормативов как государственный информационный ресурс, законодатель применяет терминологию действовавшего ранее Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В настоящее время данный Закон утратил силу, а отношения в области информации регулируются ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который, в свою очередь, не раскрывает значения термина «информационный ресурс» в статье, посвященной основным понятиям, используемым в данном Законе. Несмотря на то что одной из целей принятия указанного Закона была унификация понятийного аппарата, следует считать недостатком тот факт, что понятие информационного ресурса было исключено — в нем есть необходимость. Однако данное определение можно вывести из текста указанного Федерального закона. В соответствии с ч. 9 ст. 14 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственным информационным ресурсом является информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы.

Порядок ведения федерального реестра сметных нормативов определяется федеральным органом исполнительной власти в области строительной деятельности. На момент подготовки комментария таким органом является Минстрой России. В соответствии с п. 5.4.5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Минстрой РФ осуществляет ведение федерального реестра сметных нормативов.

На момент подготовки данного комментария является действующим Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. N 17/ГС «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр». Согласно данному Приказу в реестр вносятся следующие сведения:

— наименование и порядковый номер утвержденного сметного норматива;

— дата и номер приказа Госстроя о внесении сметного норматива в реестр;

— регистрационный номер сметного норматива и дата его включения в реестр.

1 августа 2016 г. Минстроем РФ был подготовлен проект Приказа «Об утверждении Порядка ведения федерального реестра сметных нормативов», ссылавшийся на подп. 5.2.11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, однако этот подпункт был признан утратившим силу на основании Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. N 1198 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ». Вместе с тем данный проект более обстоятельно регулирует порядок ведения рассматриваемого реестра. Согласно п. 7 проекта в него включаются следующие сведения:

— сметные нормативы, утвержденные в установленном Минстроем России порядке;

— индексы изменения стоимости строительства;

— информационные, разъяснительные документы.

В настоящее время федеральный реестр сметных нормативов ведется Минстроем России, которое также вносит в него изменения и размещает для всеобщего ознакомления на официальном сайте Минстроя России в сети Интернет. Оформляется реестр в табличной форме, где информационные разделы сгруппированы в следующие блоки:

— порядковый номер;

— наименование утвержденного сметного норматива;

— дата и номер приказа о внесении норматива в реестр;

— регистрационный номер сметного норматива и дата его включения в реестр;

— иная информация, необходимая для внесения сведений;

— примечания;

— адрес размещения утвержденного сметного норматива на официальном сайте Минстроя России.

Информация, содержащаяся в федеральном реестре сметных нормативов, относится к категории общедоступной информации, легальная дефиниция которой установлена в ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению с соблюдением установленных законом ограничений, если таковые устанавливаются. Такая информация размещается в форме открытых данных в сети Интернет с учетом требований законодательства о государственной тайне. Согласно ч. 5 ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. Правовой режим сведений, относящихся к государственной тайне, определяется нормами Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Легальная дефиниция государственной тайны устанавливается ст. 2 данного Закона — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи в редакции Федерального закона N 369-ФЗ применяется с 1 марта 2017 г. — к этой дате должно быть закончено формирование федеральной государственной системы ценообразования в строительстве. Подробно она рассматривается в комментарии к ст. 57.2 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 57.2).

Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) — это правило императивное. Федеральный закон N 369-ФЗ определяет функции и компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере ценовой политики в области строительства. В частности, им установлена обязанность ведения федерального реестра сметных нормативов и ФГИС ЦС, а также установления порядка проведения мониторинга цен строительных ресурсов. Важной является также новелла, согласно которой сметные нормативы федерального реестра должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, которое финансируется с привлечением бюджетных средств, а также средств юридических лиц, созданных публичными образованиями и организациями, доля участия таких образований в которых составляет более 50%.

Положение о ФГИС ЦС утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. N 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».