Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.

Комментарий к Ст. 8 ГрК РФ

1. Комментируемой статьей установлены полномочия органов местного самоуправления в зависимости от категории муниципального образования: поселений, муниципальных районов, городских округов <1>, и глав местных администраций.
———————————
<1> В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2004 г.) поселение может быть городским или сельским. Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 25. Ст. 2484, N 33. Ст. 3368; 2005. N 1 (ч. 1 ст. 9, ст. 12, 17, 25, 37)).

В комментируемом Кодексе под органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов подразумеваются представительные и исполнительные органы. Например, Кодексом установлено, что документы территориального планирования поселений могут быть подготовлены совместно с иными органами местного самоуправления муниципальных образований, с органами исполнительной власти субъекта РФ. Инициатором такой подготовки могут быть органы местного самоуправления (см. ч. 2, 3, 7 ст. 27 Кодекса). Органы местного самоуправления по своей инициативе могут направить проекты территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29 Кодекса). В ч. 6 ст. 24 Кодекса указывается, что утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий <1> и т.д.
———————————
<1> В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2004 г.) межселенная территория — это территория, находящаяся вне границ поселений.

Это означает, что в случаях когда в Кодексе не указывается на вид органов местного самоуправления, вышеназванные полномочия могут осуществлять и представительные, и исполнительные органы местного самоуправления. Какие именно полномочия вправе осуществлять тот или иной орган местного самоуправления в муниципальном образовании, определяется либо уставом муниципального образования, либо нормативным правовым актом органов местного самоуправления <1>.
———————————
<1> За исключением случаев, когда муниципальное образование является наукоградом или закрытым административно-территориальным образованием.

В комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в некоторых случаях совпадают, в некоторых — не совпадают. Например, полномочия поселений и городских округов совпадают при подготовке и утверждении генеральных планов и их публичном обсуждении и т.д.

Указанные в комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности детализируются в иных статьях Кодекса <1>.
———————————
<1> Необходимо также учитывать полномочия, установленные действующими статьями Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г.

Установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления состава, порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состава, порядка подготовки планов реализации таких документов регламентируется ч. 2 ст. 18 Кодекса.

Представительный орган местного самоуправления поселения вправе утвердить генеральный план поселения и порядок внесения в него изменений (см. ч. 1 ст. 24 Кодекса). Решение о подготовке проекта генерального плана поселения принимает глава местной администрации поселения (см. ч. 2 ст. 24). Проект генерального плана поселения должен быть согласован в порядке, установленном ст. 25 Кодекса.

Представительный орган местного самоуправления поселения вправе принять решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку (см. ч. 13 ст. 24 Кодекса).

Глава местной администрации поселения вправе утвердить план реализации генерального плана поселения (ч. 1 ст. 26 Кодекса), но до утверждения генерального плана его проект должен быть публично обсужден. Порядок организации и проведения публичных слушаний проектов генеральных планов в поселениях определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений Кодекса (см. ч. 2, 5, 8, 9 ст. 28).

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см. ч. 6 ст. 24 Кодекса).

Толкование понятия «правила землепользования и застройки поселений» дано в п. 8 ч. 1 ст. 1 Кодекса.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Для подготовки проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации создается комиссия, утверждается ее состав и порядок деятельности. Проект правил землепользования и застройки проверяется на предмет соответствия генеральному плану поселения, схемам территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Проект правил обсуждается публично (см. ст. 31 Кодекса). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, и в них могут вноситься изменения в порядке, определенном Кодексом (см. ст. 32, 33, ч. 15 ст. 46).

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными органами местного самоуправления. Они же обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки и утверждают ее после проведения проверки на соответствие установленным настоящим Кодексом требованиям либо принимают решение о ее направлении на утверждение главе местной администрации, отказе или направлении на доработку (см. ч. 1, 5, 9, 12 ст. 45, ч. 13 ст. 46).

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц. Этим же органом проводится проверка документации на соответствие требованиям, установленным Кодексом (см. ч. 1, 4 ст. 46).

Комментируемой статьей органам местного самоуправления поселений предоставлено право утверждать иную документацию по планировке территории, не указанную в комментируемом Кодексе.

Разрешение на строительство в поселениях выдается уполномоченным органом местного самоуправления в рамках его компетенции по месту нахождения земельного участка. Разрешение на строительство может быть продлено (см. ч. 5, 20 ст. 51 Градостроительного кодекса).

Разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (см. ст. 55 ГрК).

Часть 1 комментируемой статьи дополнена пунктом 6, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

2. Кодексом установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности.

В подготовке документов территориального планирования муниципальных районов участвуют органы местного самоуправления муниципального района. Представительный орган местного самоуправления муниципального района имеет право утверждать документы и вносить изменения в схему территориального планирования (ч. 1 ст. 20 Кодекса).

Схема территориального планирования муниципального района подлежит согласованию, а в случае возникновения разногласий может создаваться согласительная комиссия (см. ст. 21 Кодекса).

Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района (ч. 1 ст. 22 Кодекса).

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах межселенных территорий, а состав, порядок подготовки и утверждения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см. ч. 6 ст. 24 Кодекса).

Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями ст. 46 Кодекса.

Подготовка и утверждение документации по планировке территорий регламентируются ст. 45, 46 комментируемого Кодекса.

Кодексом предоставлено право органам местного самоуправления муниципального района утверждать подготовленную на основании документов территориального планирования муниципальных районов иную документацию по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Кодексом предоставлено право органам местного самоуправления муниципального района выдавать разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Органы местного самоуправления муниципального района обязаны бесплатно предоставлять сведения информационной системы по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц (см. ст. 57 Кодекса).

3. Кодексом установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов, указанные в пп. 1, 2, 3, 4, 5 ч. 3 комментируемой статьи, совпадают с характером полномочий органов местного самоуправления поселений (см. комментарий к ч. 1 комментируемой статьи).

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, осуществляется органами местного самоуправления городских округов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Органы местного самоуправления городских округов обязаны бесплатно предоставлять сведения информационной системы по запросам органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц (см. ст. 57 Кодекса).

Кодексом установлены иные полномочия органов местного самоуправления, не включенные в комментируемую статью.

Например, органы местного самоуправления имеют право устанавливать положения территориального планирования, учитываемые при подготовке схем территориального планирования Российской Федерации (см. ч. 3 ст. 11 Кодекса).

Согласно комментируемому Кодексу органы местного самоуправления также имеют право:

— подавать предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации и давать заключения на проект такой схемы (см. ч. 10 ст. 11, ч. 7 ст. 12);

— рассматривать проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части учета в предложениях, содержащихся в указанном проекте, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, учета правил землепользования и застройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (см. ч. 5 ст. 12);

— согласовывать проект схемы территориального планирования субъекта РФ, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, и вносить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и схемы территориального планирования муниципальных образований, в генеральный план (см. ч. 3, 8 ст. 15, ч. 3 ст. 16, ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 24);

— устанавливать, помимо предусмотренных ст. 35 Кодекса, иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 15 ст. 35);

— оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории (см. ч. 17 ст. 45);

— запрашивать технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение и предоставлять такую информацию (см. ч. 7, 9 ст. 48);

— выдавать разрешение на строительство, для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, на отдельные этапы строительства либо отказать в выдаче разрешения (см. ч. 6, 12, 13 ст. 51);

— проводить проверку наличия документов, прилагаемых к заявлениям, соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 11 ст. 51);

— получить бесплатно один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);

— принять решение о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61).

Согласно комментируемому Кодексу органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны:

— опубликовывать схемы территориального планирования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (см. ч. 6 ст. 20, ч. 9 ст. 39);

— готовить, утверждать и выдавать заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (см. ч. 17 ст. 46).

Согласно комментируемому Кодексу уполномоченные органы местного самоуправления вправе:

— определить порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (см. ч. 7 ст. 36).

Кодексом установлено, что глава местной администрации вправе:

— принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (см. ч. 9 ст. 39);

— принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (см. ч. 6 ст. 40);

— утвердить документацию по планировке территории, представленную органами местного самоуправления (см. ч. 14 ст. 45);

— установить порядок возникновения причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется (см. ч. 4 ст. 62).

Кодексом установлено, что глава местной администрации обязан обеспечить опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) (см. ч. 16 ст. 45).

В соответствии с комментируемым Кодексом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут определяться:

— порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования и срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (см. ч. 2, 7 ст. 39);

— порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 40);

— порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (см. ч. 20 ст. 45);

— порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (см. ч. 6, 11 ст. 46).

Комментируемым Кодексом в отношении органов местного самоуправления установлены не только полномочия, но и запреты. Так, органам местного самоуправления не разрешается принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено отдельным законом (ч. 4 ст. 9); не разрешается самостоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37).

Часть 3 комментируемой статьи дополнена (п. 7) положением о том, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий.

Второй комментарий к Статье 8 Градостроительного кодекса

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в названной сфере предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление есть самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как свидетельствует практика, чаще всего и более всего вопросы местного значения (в том числе и в области градостроительной деятельности) решаются именно органами местного самоуправления, прежде всего, исполнительно-распорядительными органами (местными администрациями, возглавляемыми, как правило, главами муниципальных образований) и представительными органами муниципальных образований.

Общей правовой (законодательной) основой осуществления органами местного самоуправления своих полномочий являются Конституция РФ (ст. ст. 12, 130 — 133), конституции и уставы субъектов РФ. Базовым законодательным актом, определяющим вопросы местного значения и сами полномочия органов местного самоуправления, является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 14 (п. 20 и др.), ст. 15 (п. 15), ст. 16 (п. 26 и др.) данного Закона закреплены вопросы местного значения, имеющие непосредственное отношение к градостроительству: в них со ссылками на ГрК РФ идет речь об утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки, выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства или реконструкции объектов капитального строительства, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования и решении других подобных вопросов соответственно в городских и сельских поселениях, муниципальных районах (т.е. на межселенных территориях), городских округах.

Общие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 названного Федерального закона. В ней перечислены лишь некоторые из многочисленных полномочий, которые приходится осуществлять органам местного самоуправления. В п. 1.1 данной статьи сказано, что по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Соответственно, полномочия органов местного самоуправления указанных муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности определены в таком федеральном законе, как ГрК РФ (комментируемая ст. 8 и др.).

2. Судя по содержанию комментируемой статьи, полномочия органов местного самоуправления распределены на три вида с учетом трех основных категорий муниципальных образований — поселений (городских и сельских), муниципальных районов и городских округов. В то же время анализ содержания конкретных полномочий показывает, что некоторые из них адресованы представительному органу местного самоуправления (утверждение правил землепользования и застройки, принятие решений о развитии расстроенных территорий и др.), но большинство других — исполнительно-распорядительному органу (местной администрации) либо непосредственно главе муниципального образования, которые осуществляют свои полномочия в текущем режиме.

В ряде других статей ГрК РФ закреплены конкретные полномочия того или иного органа местного самоуправления. Так, например, в ч. 1 ст. 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (равно как и схема территориального планирования муниципального района — ч. 1 ст. 20 ГрК РФ). Согласно ч. 2 ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Полномочия органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения (городского округа), схемам территориального планирования муниципальных районов, предусмотренные в ч. 9 ст. 31 ГрК РФ, наиболее вероятно, могут и должны осуществляться как местной администрацией, так и представительным органом муниципального образования.

3. Распределение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности произведено по трем разновидностям муниципальных образований, что, однако, не мешает заметить наличие среди них единых (одинаковых по форме и содержанию) полномочий для всех органов местного самоуправления (см., например, первые пять пунктов во всех трех частях комментируемой статьи). Соответственно, подобные полномочия приходится осуществлять в процессе своей деятельности органам местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные последними тремя пунктами ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, закреплены для органов местного самоуправления поселений (городских и сельских) и городских округов. Для муниципальных районов в силу специфики их положения подобные полномочия не характерны. Имеются в виду полномочия:

— о принятии решений о развитии застроенных территорий;

— о проведении осмотра зданий и сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в установленных ГрК РФ случаях;

— о разработке и утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры.

Что касается полномочий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, то они предусмотрены в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи почему-то только для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

4. Помимо комментируемой статьи о полномочиях органов местного самоуправления говорится в ряде других статей ГрК РФ, в числе которых есть производные от указанных полномочий либо уточняющие или дополняющие их (например, ст. 9 (п. п. 1, 6), ст. 12 (п. п. 5, 6, 7), ст. 16 (п. п. 3, 5), ст. 18 (п. п. 2, 6), ст. 19 (п. п. 1, 2, 4), ст. 20 (п. п. 1 — 8), ст. 21 (п. п. 8, 9), 24 (п. 1), ст. 28 (п. 9), ст. 31 (п. п. 10, 11), ст. 33 (п. п. 2, 5), ст. 39 (п. п. 2, 8), ст. 40 (п. 6), ст. 45 (п. п. 14 — 16), ст. 48 (п. 9), ст. 57 (п. п. 2, 6, 8), ст. 62 (п. 4) и др.

Так, согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и иные связанные с ними вопросы разрешаются (устанавливаются) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (естественно, принятыми в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ). В соответствии со ст. 20 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района (в том числе внесение изменений в такую схему), утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

5. Кроме непосредственных полномочий органов местного самоуправления, указанных в комментируемой статье, органы местного самоуправления согласно ряду статей ГрК РФ могут участвовать в реализации полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации либо органами государственной власти субъектов РФ (через специальные процедуры согласования, совместной подготовки документов, учета ранее принятых решений и др.).

Так, согласно ч. 5 ст. 12 и ч. 3 ст. 15 ГрК РФ органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования РФ и субъектов РФ (например, при намечаемом планировании строительства объекта федерального значения — железнодорожной магистрали необходимо учитывать положения генеральных планов поселений либо иных муниципальных образований). Совместная с органами государственной власти (а также с органами местного самоуправления других муниципальных образований) подготовка документов территориального планирования предусматривается для органов местного самоуправления ст. 27 ГрК РФ. Осуществление такой деятельности для органов местного самоуправления городского округа может быть обусловлено, например, построением очистных сооружений с размещением их на территории другого (соседнего) муниципального образования. При подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки органы местного самоуправления неизбежно должны учитывать запреты и ограничения, установленные федеральными законами, например, в части установленных размеров санитарно-защитных, охранных и иных зон с особым режимом.

6. Кроме того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена передача органам местного самоуправления осуществления части государственных полномочий, в том числе в области градостроительной деятельности (ст. ст. 19 — 21). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Осуществление указанных полномочий будет происходить под контролем государственных органов при финансировании из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.