Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Комментарий к Ст. 7 ГрК РФ

1. Установленные комментируемой статьей полномочия органов государственной власти субъектов РФ предполагают совершение ими самостоятельных юридических действий, действий совместно с органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и нормативные правовые акты в градостроительной сфере. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты в названной сфере.

В комментируемом Кодексе в одних случаях указывается на полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в других случаях указывается на полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ или уполномоченного органа исполнительной власти <1>.
———————————
<1> Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) установлено, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.

В Кодексе часто используется такая форма совместных действий органов государственной власти субъектов РФ, как действия по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов РФ, имеющих общую границу, с органами местного самоуправления (см. ст. 16, 21 и др.).

У каждого вида органов государственной власти субъектов Российской Федерации своя компетенция.

В перечень документов территориального планирования субъектов РФ входят схемы территориального планирования, которые утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (см. ч. 1 ст. 15, ч. 14 ст. 45 Кодекса). Им же утверждается план реализации схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ч. 1 ст. 17 Кодекса). Как правило, такими органами власти являются правительства или администрации субъектов РФ. В некоторых субъектах РФ высшее должностное лицо субъекта РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.

Органы государственной власти субъектов РФ могут готовить и утверждать документы в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ (см. ст. 14 Кодекса). Однако состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются законами каждого отдельного субъекта РФ (см. часть 10 ст. 15 Кодекса), которые, как известно, принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях утверждения схемы территориального планирования субъекта РФ должна осуществляться подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем) (см. ч. 7 ст. 14 Кодекса).

2. Схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты (схемы), в том числе планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Документация по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения должна быть утверждена органами государственной власти субъекта РФ (см. ч. 3 ст. 14 Кодекса) и согласована с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, граничащих с этим субъектом РФ (см. ст. 16 Кодекса). Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках в порядке, определенном ст. 15 Кодекса.

Сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения указываются в плане реализации схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ст. 17 Кодекса), утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

3. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов РФ (см. ч. 5 ст. 24 Кодекса).

4. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на такой надзор. В Кодексе они именуются органами государственного строительного надзора. В случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора уполномоченными органами Российская Федерация и субъект РФ несут субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60 Кодекса).

Государственный строительный надзор, если он предусмотрен, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом отдельных объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 54 Кодекса). При осуществлении государственного строительного надзора уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять извещение застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (см. ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса).

Кодексом установлены и иные полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Например, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ утверждаются:

— состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов (см. ч. 2 ст. 18);

— состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования (см. ч. 5 ст. 24);

— предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на территории населенного пункта, для участия в публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов (см. ч. 4 ст. 28);

— состав и порядок деятельности комиссии по публичным слушаниям по проекту правил землепользования и застройки (см. ч. 17 ст. 31);

— состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта РФ, документов территориального планирования муниципальных образований (см. ч. 8 ст. 42);

— порядок подготовки документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ч. 19 ст. 45);

— установление случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется (см. п. 5 ч. 17 ст. 51);

— наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности (см. ч. 5 ст. 63).

В соответствии с Кодексом законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (см. ч. 3 ст. 63).

Органы государственной власти субъектов РФ согласно Кодексу также имеют право:

— вносить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования субъектов РФ (см. ч. 10 ст. 11, ч. 8 ст. 15);

— представлять в органы местного самоуправления муниципальных районов предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования муниципальных районов (см. ч. 8 ст. 20);

— обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (см. ч. 16 ст. 24);

— обжаловать в судебном порядке решение об утверждении правил землепользования и застройки в определенных случаях (см. ч. 5 ст. 32), документацию по планировке территории (см. ч. 17 ст. 45);

— определять порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ч. 22 ст. 51);

— запрашивать в органах местного самоуправления сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 6 ст. 57);

— принимать решение о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности (см. ч. 1 ст. 61);

— в случаях, если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации, отдельные полномочия, установленные Кодексом, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (см. ч. 2 ст. 63).

Высшему исполнительному органу государственной власти субъектов РФ Кодексом предоставлено право:

— направлять проекты схемы планирования Российской Федерации в органы местного самоуправления и осуществлять подготовку сводного заключения на проект схемы Российской Федерации (см. ч. 4, 7 ст. 12);

— принимать решение о создании согласительной комиссии по проекту схемы территориального планирования субъекта РФ (см. ч. 8 ст. 16);

— принимать решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ, или об отклонении проекта такой схемы, либо о направлении его на доработку (см. ч. 11 ст. 16);

— согласовывать проект схемы территориального планирования муниципального района, проекты генеральных планов (см. ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 25);

— выступать инициатором совместной подготовки проектов документов территориального планирования (см. ч. 3 ст. 27);

— утверждать документацию по планировке территории (см. ч. 14 ст. 45);

— устанавливать порядок возникновения причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами (см. ч. 3 ст. 62).

Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Кодексом имеют право:

— согласовывать проекты схем территориального планирования Российской Федерации, в том числе вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ (см. ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 12);

— осуществлять совместную подготовку проектов документов территориального планирования (см. ч. 2 ст. 27);

— направлять по собственной инициативе проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу (см. ч. 1 ст. 29);

— вносить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в определенных случаях (см. п. 2 ч. 3 ст. 33);

— определять порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, и выдавать разрешение на строительство на таком земельном участке (см. ч. 7 ст. 36, ч. 5 ст. 51);

— принимать решение о подготовке документации по планировке территории (см. ч. 1 ст. 45);

— обеспечивать подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта РФ, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения, и направлять уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (см. ч. 3, 7 ст. 45);

— утверждать документацию по планировке территории, подготовка которой осуществляется физическим или юридическим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории (ч. 9 ст. 45);

— проводить проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям Кодекса и принимать решения о направлении ее в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (см. ч. 12 ст. 45);

— выдавать разрешение для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, или отдельных этапов строительства, реконструкции либо отказать в выдаче разрешения (см. ч. 6, 12, 13 ст. 51);

— проводить проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (см. ч. 11 ст. 51);

— принимать один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 18 ст. 51);

— продлевать срок действия разрешения на строительство (см. ч. 20 ст. 51);

— принимать извещение застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (см. ч. 5 ст. 52);

— выдавать разрешение застройщику на ввод объекта в эксплуатацию (см. ч. 2, 7, 9 ст. 55);

— нести субсидиарную ответственность за причинение вреда (см. ч. 3 ст. 60).

Какой из органов государственной власти субъекта РФ будет иметь право реализовать вышеперечисленные полномочия, субъект РФ определяет самостоятельно, исходя из положений, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005, N 25. Ст. 2728; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608; 2002. N 16. Ст. 1601, N 19. Ст. 1792, N 30. Ст. 3024, N 35. Ст. 4930; 2003. N 27. Ст. 2709; 2004. N 25. Ст. 2484, N 50. Ст. 4950; 2005. N 1. Ст. 17, 25.

Кодексом установлены и определенные запреты. Например, органам государственной власти субъектов РФ, как и органам государственной власти Российской Федерации, запрещено принимать решения о резервировании земель, об изъятии, о переводе земель из одной категории в другую, если это не разрешено законом (ч. 4 ст. 9 Кодекса). Не разрешается самостоятельно выбирать (без дополнительных разрешений и согласований) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (см. ч. 4 ст. 37 Кодекса).

Второй комментарий к Статье 7 Градостроительного кодекса

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ (иначе говоря, региональных органов) в области градостроительной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система таких органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается самими субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ обычно устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ (главы, губернатора и т.п.).

В целом полномочия (в том числе в сфере градостроительства) и порядок их осуществления названными региональными органами государственной власти определяются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), иными региональными законами и подзаконными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Существование полномочий органов государственной власти субъектов РФ в градостроительной сфере основано на конституционном закреплении предметов совместного ведения субъектов РФ с Российской Федерацией и предметов их собственного исключительного ведения в вопросах законотворчества (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ) и вытекает из ГрК РФ (см. комментарий к ст. 3). Конституционное распределение предметов ведения и закрепление конкретных полномочий в комментируемой статье позволяет субъектам РФ разрабатывать и принимать свое региональное законодательство о градостроительной деятельности.

Законотворческие функции и полномочия (в том числе в области градостроительства) могут осуществляться региональными законодательными (представительными) органами (думами, собраниями и т.п.). Основные из указанных полномочий органов нормотворческого характера в градостроительной сфере воплощены в нормах региональных градостроительных кодексов (например, республик Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Краснодарского края, города Москвы, Архангельской, Волгоградской, Московской, Нижегородской областей и др.). Кроме того, практически в каждом субъекте РФ имеются отдельные специальные законы (например, об особо охраняемых природных территориях и объектах) и другие подзаконные нормативные правовые акты.

Помимо нормотворческих полномочий, осуществляемых законодательным (представительным) органом, важные полномочия в области градостроительной деятельности осуществляет высшее должностное лицо субъекта РФ (глава, губернатор и т.п.). Он вправе выступать субъектом законодательной инициативы по градостроительным вопросам, может издавать отдельные правовые акты (в том числе нормативные) — постановления (указы) и распоряжения в области градостроительной деятельности.

Полномочия исполнительно-распорядительного характера на региональном уровне в области градостроительной деятельности обычно осуществляет правительство (администрация) субъекта РФ. Как орган общей компетенции региональное правительство (администрация) может принимать нормативные правовые акты, но активнее всего оно издает исполнительно-распорядительные документы, касающиеся управления и решения конкретных вопросов в сфере градостроительства. На основе анализа норм ГрК РФ, а также иных нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что большинство полномочий исполнительно-распорядительного характера в сфере градостроительной деятельности осуществляет именно региональное правительство (администрация).

Структуру и наименования органов исполнительной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности определяют субъекты РФ самостоятельно. Некоторые из указанных полномочий в градостроительной сфере осуществляют региональные министерства, комитеты, управления и иные ведомства, входящие в структуру региональных органов исполнительной власти, утверждаемую высшим должностным лицом субъекта РФ. Чаще всего такими полномочиями наделяется региональное министерство (либо комитет, управление) строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства и т.п. На региональные службы (государственного строительного надзора, жилищного надзора), в частности, возлагаются контрольно-надзорные полномочия в сфере градостроительной деятельности. Полномочия и порядок их осуществления для указанных региональных министерств и ведомств (управлений, комитетов и др.) определяются обычно подзаконными нормативными правовыми актами главы региона (либо постановлениями регионального правительства).

2. Полномочия, изложенные в комментируемой статье, логично вытекают из законодательных предметов (вопросов) ведения субъектов РФ в сфере градостроительства и градостроительных отношений. Анализ текста комментируемой статьи показывает, что перечень из шести полномочий (изначально их было — четыре) органов государственной власти субъектов РФ в градостроительной сфере является исчерпывающим. Вместе с тем ряд полномочий субъектов РФ, не предусмотренных в комментируемой статье, содержится в других статьях ГрК РФ. К ним могут быть отнесены следующие полномочия органов как законодательной (представительной), так и исполнительной власти:

— установление региональным законом предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на соответствующей части территории при проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов (ч. 4 ст. 28 ГрК РФ);

— установление региональным законом состава и порядка деятельности комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31 ГрК РФ);

— установление региональным законом на основе ГрК РФ порядка подготовки документации по планировке территории, осуществляемой на основании решений органов государственной власти субъектов РФ (ч. 19 ст. 45 ГрК РФ);

— установление региональным нормативным актом случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ);

— внесение органами исполнительной власти субъектов РФ предложений об изменении правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 33 ГрК РФ) и др.

Установленным ГрК РФ перечнем полномочия органов государственной власти в градостроительной сфере не ограничиваются, поскольку Конституцией РФ и федеральным законодательством предусмотрена возможность делегирования соответствующих полномочий РФ субъектам РФ (см. комментарий к ст. 6.1).

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусмотрены два варианта перераспределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. ст. 26.7 и 26.8): путем заключения между ними договоров о разграничении полномочий и путем заключения соглашения между исполнительными органами России и субъектов РФ о передаче осуществления части соответствующих полномочий (если это не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству).

Среди указанных в комментируемой статье полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности есть законодательные (нормотворческие) полномочия (п. п. 1, 2, 3), полномочия по разработке и утверждению документов в процессе правоприменительной деятельности в градостроительной сфере (п. п. 1, 2), исполнительно-распорядительные (управленческие) полномочия текущего характера (п. п. 1, 5, 6), а также контрольно-надзорные полномочия в градостроительной сфере (п. 4). Они перечислены также в п. 42 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

2.1. Первое из указанных полномочий (п. 1 комментируемой статьи) связано с подготовкой и утверждением документов территориального планирования субъектов РФ в сфере градостроительства. Порядок осуществления этих полномочий довольно полно и конкретно регламентируется нормами главы 3 ГрК РФ (ст. ст. 9, 14 — 17). Кроме того, эти отношения регулируются отдельными нормативно-правовыми и методическими документами. В частности, это Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ, Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ, Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.

2.2. Вторым видом полномочий (п. 2 комментируемой статьи) является утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ. Данные полномочия осуществляются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ на основе и в соответствии с нормами главы 5 ГрК РФ (ст. ст. 41 — 46.4).

2.3. Третье полномочие органов государственной власти субъектов РФ (п. 3 комментируемой статьи) заключается в утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования (см. п. 27 комментария к ст. 1 ГрК РФ). Основные правовые нормы о порядке подготовки и утверждения таких нормативов содержатся в главе 3.1 ГрК РФ. Согласно ч. 1 ст. 29.3 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования (и внесенные в них изменения) утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом ряда факторов (административно-территориальное устройство региона, природно-климатические условия, социально-демографический состав и плотность населения и др.) (ч. 3 ст. 29.3 ГрК РФ). С учетом положений ГрК РФ более конкретный порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта РФ.

2.4. Четвертым полномочием органов государственной власти субъектов РФ в комментируемой статье названо осуществление регионального государственного строительного надзора (в случаях, предусмотренных ГрК РФ). Согласно ч. 4 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства (кроме подведомственных федеральному государственному строительному надзору), если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. На региональном уровне эти полномочия обычно осуществляет специальный орган исполнительной власти (например, комитет или управление государственного строительного надзора). Региональный государственный строительный надзор (так же как и федеральный) осуществляется в соответствии с едиными правилами, установленными ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, в частности Положением о государственном строительном надзоре в РФ.

2.5. Пятое полномочие органов региональной государственной власти (п. 5 комментируемой статьи) выражается в согласовании проектов генеральных планов и проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Согласование указанных документов для исторических поселений регионального значения необходимо в соответствии с требованиями ГрК РФ (см. ч. 7 ст. 24, ч. ч. 2.1, 4.1 ст. 25, ст. 27), ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

2.6. Полномочия по осуществлению мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений, городских округов (п. 6 комментируемой статьи) осуществляются соответствующими региональными органами исполнительной власти (например, министерство или управление строительства, транспорта, социального развития, экономики и т.п.) в установленном ими порядке. Такой мониторинг в указанных сферах осуществляется совместно с федеральными министерствами в соответствии с едиными правилами, установленными ведомственными нормативными правовыми актами <11>.
———————————
<11> См., в частности, Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (агентство ликвидировано, его функции и полномочия осуществляет Минстрой России) от 28 октября 2013 г. N 397/ГС «О порядке осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»; Приказ Министерства транспорта РФ от 26 мая 2016 г. N 131 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»; Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 марта 2016 г. N 181 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».