Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

1. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение.

2. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном решением главы местной администрации.

5. Максимальный срок установления причин указанных в частях 2 — 4 настоящей статьи нарушений законодательства не должен превышать соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.

6. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы:

1) о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах;

2) об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

3) о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

7. Заключение, указанное в части 6 настоящей статьи, подлежит опубликованию.

8. В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, технический заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства) и представители граждан и их объединений.

Комментарий к Ст. 62 ГрК РФ

1. Прежний Градостроительный кодекс РФ не содержал статей о порядке расследования случаев причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Хотя такого рода расследования на практике и проводились, требовалось закрепление в законодательном порядке обязательности проведения такого расследования, сроков его проведения, гарантий прав заинтересованных лиц. Результаты расследования необходимы как для определения виновности тех или иных лиц в случившемся, привлечения их к установленной законом ответственности, в том числе для возмещения вреда пострадавшим, так и для предотвращения аналогичных случаев в дальнейшем. Между тем в целом ряде случаев выяснение причин происшествия представляет большую сложность: достаточно привести известный пример обрушения конструкций аквапарка «Трансвааль» в г. Москве, повлекшего гибель и повреждение здоровья многих людей.

2. Установление порядка проведения расследования об определении причин возникновения ущерба зависит от вида объектов капитального строительства, которые в соответствии с п. 2 — 4 комментируемой статьи делятся на три категории.

Первую из них составляют объекты, представляющие особую опасность или имеющие особую значимость, в том числе для обороны и безопасности страны.

В соответствии с пунктом 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса к ним относятся объекты:

— строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

— объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, определяются в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <1> (в ред. от 29 июня 2004 г.) и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» <2> (в ред. от 29 мая 2002 г.).
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

<2> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

Названный Указ относит к специальным объектам пункты управления государством и Вооруженными Силами РФ, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в военное время; к военным объектам — боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения; к режимным объектам — военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности; к объектам оборонной промышленности — предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения).

Отнесение объектов недвижимого имущества к памятникам истории и культуры осуществляется в соответствии с ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» <1> (в ред. от 31 декабря 2005 г.). Это памятники, ансамбли, исторические места, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

— указанные в ст. 48.1 ГрК РФ особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

В названной статье перечислены объекты, которые относятся к:

а) особо опасным и технически сложным — это объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ); гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической инфраструктуры; аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; а также опасные производственные объекты, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 11 пункта 1 названной выше статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) уникальным объектам. Это объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Второй комментарий к Статье 62 Градостроительного кодекса

1. Часть 1 ст. 62 ГрК РФ устанавливает общую обязанность по созданию технических комиссий в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности. В связи с этим такая обязанность возлагается на собственников зданий, сооружений, застройщиков, концессионеров, частных партнеров и других лиц, выполняющих соответствующие функции и обязанности. Десятидневный срок для создания комиссии определяется не со дня разрушения, повреждения здания, сооружения, объекта капитального строительства или нарушения требований по безопасной эксплуатации таких объектов, а со дня причинения вреда. День причинения вреда может совпадать или не совпадать с днем разрушения, повреждения здания, сооружения, объекта капитального строительства. Что же касается нарушения требований по безопасной эксплуатации таких объектов, то последствия нарушения могут проявиться через достаточно длительное время. Предметом деятельности комиссии являются установление причин нарушения и определение лиц, допустивших такое нарушение. Никакие другие вопросы, в частности правовые, не могут быть предметом деятельности технической комиссии.

2. Часть 2 ст. 62 ГрК РФ предусматривает возможность особого порядка расследования в отношении технически сложных и имеющих особое значение объектов. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702 утверждены Правила установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Особенности расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении технически сложных и имеющих особое значение объектов состоят в том, что:

1) федеральный орган исполнительной власти вправе отказать в создании технической комиссии по установлению соответствующих причин;

2) компетенция создаваемых федеральными органами власти технических комиссий шире, чем компетенция «обычных» технических комиссий. Технические комиссии, создаваемые федеральными органами власти в отношении технически сложных и имеющих особое значение объектов, вправе устанавливать не только причины нарушения градостроительного законодательства, но и разрешать определенные правовые вопросы, к примеру устанавливать причинно-следственную связь между нарушением градостроительного законодательства и вредом, а также обстоятельства виновности тех или иных лиц.

3. Часть 3 ст. 62 ГрК РФ носит статутный характер, поскольку предусматривает право органов субъектов РФ устанавливать порядок расследования причин нарушения градостроительного законодательства в иных, чем перечисленные в ч. 2 ст. 62 ГрК РФ, случаях. Анализ региональных нормативных правовых актов показывает, что органы субъектов РФ устанавливают порядок расследования нарушений градостроительного законодательства, аналогичный тому, что установлен Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702.

4. Наконец, методом исключения определяется компетенция главы местной администрации по установлению порядка причин нарушения градостроительного законодательства: во всех случаях, не отнесенных к компетенции органа субъекта РФ, глава местной администрации вправе установить порядок расследования соответствующих нарушений. Как и применительно к объектам, в отношении которых порядок устанавливается органами субъекта РФ, так и в отношении причин нарушения в отношении объектов местного значения, устанавливаемый главной местной администрации порядок на практике аналогичен порядку, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702.

5. Сроки установления причин соответствующих нарушений имеют исключительно административно-правовое значение. Никаких гражданско-правовых и процессуальных последствий их соблюдение (несоблюдение) не порождает. Пятимесячные сроки расследования установлены в отношения объектов федерального значения, трехмесячные — в отношении объектов регионального значения, двухмесячные — в отношении объектов местного значения.

6. Итоговым актом, фиксирующим результаты деятельности технических комиссий, является заключение, снабженное указанными в ч. 6 комментируемой статьи реквизитами. Установленные реквизиты заключения технических комиссий несколько не соответствуют предмету их деятельности, поскольку в нем содержатся выводы, выходящие за пределы установления причин нарушения градостроительного законодательства. Вывод об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц, носит правовой характер и выходит за пределы «технической компетенции» технических комиссий. Заключение технических комиссий имеет административное значение; при отправлении правосудия по гражданским, административным и уголовным делам оно подлежит исследованию и оценке наравне с другими доказательствами, имеющимися в деле.

7. Требование закона об опубликовании заключения технической комиссии подлежит исполнению любыми способами. По аналогии с положениями авторского права можно утверждать, что опубликованием следует считать выпуск в обращение экземпляров заключения комиссии, представляющих собой копию заключения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей заинтересованных лиц.

8. Предусматривая участие наблюдателей в расследовании причин нарушения градостроительного законодательства, закон не предусматривает никаких их прав. Однако вполне возможно смоделировать такие права наблюдателей:

1) задавать вопросы участникам расследования;

2) предъявлять технической комиссии для исследования и оценки свои материалы, документы и данные;

3) излагать особое мнение и ходатайствовать о приобщении особого мнения к заключению технической комиссии.

9. Оспаривание заключения технической комиссии возможно как в порядке искового, так и административного судопроизводства. Как таковое, без взаимосвязи с какими-либо исковыми требованиями заключение технической комиссии оспаривается по правилам административного судопроизводства; если же оспаривание заключения технической комиссии взаимосвязано с исковыми требованиями (к примеру, используемое истцом в качестве основания иска заключение технической комиссии оспаривается ответчиком), то его оспаривание по правилам искового производства будет способствовать установлению юридических фактов и действительных правоотношений сторон. Если административное исковое заявление об оспаривании заключения технической комиссии подано ранее, чем исковое заявление, то, как представляется, производство по гражданскому делу подлежит приостановлению до рассмотрения и разрешения административного дела.