Статья 57. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

1. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

3. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.

4. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

5. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

7. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме, а также сведений о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведений о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти, которым такие сведения необходимы в связи с осуществлением ими их полномочий, в том числе полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

9. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:

1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

9.1. По межведомственным запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, предоставляются не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района соответствующего межведомственного запроса.

10. Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Ст. 57 ГрК РФ

Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены в комментарии к ст. 56, в контексте с содержанием которой можно уяснить требования комментируемой статьи.

Базой применения ст. 56 и 57 и других норм ГрК РФ, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч. 4 и 5 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, приводимые выше. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Имеющими отношение к комментируемым нормам могут считаться ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и соответствующая Декларация Российской Федерации 1991 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», Всемирная хартия природы 1982 г., Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду.

Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию» 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении <1>. Не будучи для нашей страны обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.
———————————
<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. N 833-р «Об участии делегации Российской Федерации в работе IV Общеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы на уровне министров» (г. Орхус, Дания, 23 — 25 июня 1998 года)» // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3246.

В связи с принятием гл. 7 ГрК РФ были внесены изменения в ст. 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.

Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч. 9 комментируемой статьи относится также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.

Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество <1>. Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти, покажет практика.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с градостроительной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с ее информационным обеспечением небогата, а успехов в отстаивании требований закона удается достичь еще реже.

В Советском районном суде г. Уфы рассматривалось дело по иску М.И. Кулешова к ФГУП «Гидравлика», Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства Советского района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом СН-3077-84 «Санитарные нормы допустимого шума в помещениях и жилых зданиях».

После многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивлений должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен решением о предоставлении другой квартиры и о возмещении морального вреда.

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 1 октября 2003 г. по представлению прокурора Республики Башкортостан признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан, которым решено изъять из земель городских лесов МУП «Горзеленхоз» земельный участок площадью 1 га и предоставить его в постоянное пользование МУП «Уфаводоканал» для строительства снегоплавильного пункта.

Распоряжение было принято без учета общественного мнения, так как население поначалу даже не было проинформировано о проекте. Поскольку строительные работы и вырубка деревьев продолжались, другим решением суда работы были запрещены в целях исполнения принятого судебного решения.

Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии РБ с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на п. 2 Приказа Госкомэкологии РБ от 11 июля 2002 г., согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии РБ передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций.

Был получен отказ и от Госкомэкологии РБ. После этого по жалобе Союза экологов РБ в защиту общественных интересов Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой внесен протест на п. 2 указанного Приказа, который был мотивирован следующим: нарушены ст. 29 и 33 Конституции РФ, ст. 3, 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

К числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды согласно Положению о нем, утвержденному Госкомэкологией Республики Башкортостан 27 мая 2002 г., относится деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично путем передачи в СМИ материалов, имеющих отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт Приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен <1>.
———————————
<1> См.: Орхусская конвенция в России: реализация принципов на региональном уровне: Сб. документов / Сост. А.К. Веселов. Уфа: Союз экологов Республики Башкортостан, 2004.

Ознакомление с состоянием обращений граждан по вопросам благоприятных условий жизни в поселениях в суды и в государственные, муниципальные органы носит, как правило, конкретный, локальный характер, причем чем крупнее поселение, тем более часты обращения граждан (исходя из количества обращений на число жителей). Мало сообщений о правонарушениях, об ограничении экологических прав граждан.

Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредоставление информации должностными лицами органов публичной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Почти 30 лет действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» <1>, в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация о градостроительной деятельности.
———————————
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 2. Ст. 192.

Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области градостроительной деятельности и ее информационного обеспечения, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Меры по усилению гласности и распространению информации, в том числе о состоянии окружающей среды, принимаются. Так, участились случаи нарушений Федерального закона «Об экологической экспертизе» 1995 г. и особенно сокрытия от общественности сведений о начинающемся строительстве, перепрофилировании предприятий, отводе или переводе земель из одной категории в другую, в частности о переводе земель лесов первой и других групп в нелесные.

В связи с этим МПР РФ издан Приказ N 683 от 1 августа 2003 г. «О распространении информации о проведении государственной экологической экспертизы» по объектам, размещение, проектирование и строительство которых вызывают озабоченность населения.

После поступления материалов на государственную экологическую экспертизу они должны быть размещены на официальном интернет-сайте МПР РФ с указанием:

1) сведений о характере планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности;

2) предполагаемых сроков проведения экспертизы.

Руководителям территориальных органов поручается размещать на своих сайтах информацию об объектах экспертизы и сроках ее проведения.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой системе по техническому регулированию, которым развиваются правоотношения, установленные Федеральным законом «О техническом регулировании» и гл. 7 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 2).

Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается ст. 5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)» КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

Второй комментарий к Статье 57 Градостроительного кодекса

1. В правовом режиме информационной системы и информационного ресурса большое значение имеет порядок их ведения, а также правовой статус лица, осуществляющего их ведение. Применительно к информационным системам таким лицом является оператор (современное законодательство не различает правомочия, связанные с ведением и эксплуатацией информационной системы, как отдельные статусы). В соответствии с ч. 12 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Под ведением информационной системы следует понимать любые действия с информацией в базах данных системы (ввод информации, модификация, удаление, получение новой информации в результате обработки), осуществляемые посредством информационной системы. Это соответствует положению ч. 1 комментируемой статьи — ведение ИСОГД осуществляется путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Эти правомочия возлагаются на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Как отмечалось в комментарии к ст. 56, ст. ст. 56 и 57 ГрК РФ не были приведены в соответствие с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», как и Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363. По этой причине в законе специально не урегулирован правовой статус оператора ИСОГД (в том числе автоматизированных). Из общих начал современного информационного законодательства следует, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, уполномоченные на ведение ИСОГД, являются их операторами, которые обязаны обеспечить также эксплуатацию информационной системы, в том числе защиту информации. Соответствующие нормы должны устанавливаться муниципальными нормативными актами. Так, согласно Постановлению администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 7 июля 2015 г. N 651 «Об утверждении порядка ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пугачевского муниципального района» органом, непосредственно осуществляющим функции по ведению ИСОГД в Пугачевском муниципальном районе, является отдел строительства и архитектуры управления строительства и жизнеобеспечения администрации Пугачевского муниципального района (п. 1.2); обеспечение безопасности информации, содержащейся в ИСОГД, возлагается на данный отдел (п. 4.3).

Общие обязанности оператора по защите информации сформулированы в ч. 4 ст. 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Обладатель информации, оператор информационной системы обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) обеспечение возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

7) обработку персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

В законе прямо не установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию ИСОГД, однако она косвенно вытекает из положений комментируемой статьи, а также из положений ст. ст. 2, 4, 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ГрК РФ, в соответствии с которыми создание и ведение информационных систем отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Пример. Горномарийский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл, выразившееся в непринятии мер по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Горномарийского района. Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 июля 2011 г. иск удовлетворен, на администрацию муниципального образования возложена обязанность создать данную информационную систему. Верховный суд Республики Марий Эл в кассационной инстанции оставил решение без изменения (см. Кассационное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. по делу N 33-1291/2011).

Ведение ИСОГД является муниципальной функцией, которая не может быть делегирована иным организациям (например, муниципальным унитарным предприятиям), хотя могут быть делегированы технические функции, связанные с обеспечением функционирования автоматизированной ИСОГД.

2. Поставщиком информации в муниципальную информационную систему является лицо, на которое возлагается обязанность предоставления информации для размещения в данной информационной системе в порядке, предусмотренном федеральным законом, принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами, муниципальными нормативными актами.

Поставщиками информации в ИСОГД являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, принимающие (утверждающие, выдающие) документы, сведения в которых подлежат размещению в ИСОГД (ч. 2 комментируемой статьи).

Закон устанавливает срок предоставления информации в систему — семь дней с момента принятия, утверждения, выдачи соответствующих документов. Информация предоставляется путем направления копий документов в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, к территориям которых относятся сведения в указанных документах (т.е. операторам соответствующих ИСОГД).

Оператор ИСОГД размещает сведения в системе в течение 14 дней со дня получения соответствующих копий документов. Пункт 8 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности обязывает регистрировать сведения, подлежащие размещению в информационной системе, в книге учета сведений в день их поступления. В книгу учета сведений достаточно включать реквизиты документов.

Если же документы принимаются непосредственно органами местного самоуправления, обеспечивающими ведение ИСОГД, регистрация не требуется, и они размещаются в системе в течение 14 дней со дня их принятия (утверждения, выдачи) — в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи.

При этом процедура ведения ИСОГД не предусматривает контроля качества и достоверности документов, т.е. оператор не может отказать в приемке документов на соответствующем основании.

Приказом Минрегиона России от 30 августа 2007 г. N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» утверждены Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров. В частности, утвержден классификатор документов, размещаемых в ИСОГД.

Законом установлен приоритет сведений, содержащихся в бумажных документах ИСОГД, над сведениями в электронных документах (ч. 4 комментируемой статьи). Соответственно, создание (наличие) автоматизированной системы ИСОГД не является обязательным для ведения ИСОГД в обычном виде и не отменяет необходимости ведения журналов регистрации документов ИСОГД на бумаге.

3. Способ доступа к информации — предоставление по запросу. Обязанность оператора ИСОГД предоставлять информацию по запросу установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Информация, предоставляемая из государственных информационных систем по запросу, как правило, предоставляется за плату (поскольку, в отличие от размещения сведений на официальном сайте, предоставление информации по запросу требует определенных организационных и финансовых затрат). Для ИСОГД установлен принцип платности предоставляемой по запросу информации (ч. 7 ст. 57). Максимальный размер платы установлен в 100 рублей за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД, и в 1 000 рублей — за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД (ч. 2 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363). Приказом Минэкономразвития РФ от 26 февраля 2007 г. N 57 утверждена Методика определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД (которая использует для расчета величину расходов бюджета муниципального образования, направляемых на финансирование ведения ИСОГД, и количество платных запросов к системе за предыдущий год). В ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи определяются случаи предоставления информации на бесплатной основе (в том числе по запросам государственных органов, органов местного самоуправления).

Таким образом, действующими нормами предполагаются две разновидности запросов информации:

— запрос копии документа;

— запрос информации, содержащейся в одном разделе ИСОГД. Раздел информационной системы, из которого запрашиваются сведения, указывается пользователем (п. 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности). Это упрощает расчет размера платы, но создает для пользователя необходимость разбираться в структуре системы. Остается открытым вопрос, может ли быть отказано в предоставлении сведений, если в запросе указан раздел ИСОГД, не соответствующий запрашиваемым сведениям. Предполагаем, что такая ошибка не должна являться основанием для отказа, но тогда не ясно, зачем вообще включать в запрос раздел системы.

В литературе обсуждается еще одна форма запросов — запрос аналитического отчета, создание которого предусмотрено требованиями к программным средствам автоматизированных ИСОГД. Природа аналитического отчета законодательством не определена и остается на усмотрение муниципального заказчика. Это могут быть статистические отчеты, систематизированные отчеты о поступающих копиях градостроительных документов <200> или документы, содержащие совокупность сведений о конкретном объекте градостроительной деятельности (территории, земельном участке, объекте капитального строительства), извлеченных из градостроительной документации и иных документов, содержащихся в ИСОГД <201>. В случаях, когда аналитические отчеты используют сведения из различных разделов ИСОГД, возникает пробел в методике расчета платы за предоставление такого отчета, на что справедливо указывают Д.В. Шинкевич и Е.А. Семенченко <202>.
———————————
<200> См.: Бутаева Е.М. Полномочия органов местного самоуправления в области информационного обеспечения градостроительной деятельности // Правовые вопросы строительства. 2009. N 1.

<201> См.: Шинкевич Д.В., Семенченко Е.А. О некоторых проблемах создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований // Правовые вопросы строительства. 2010. N 1. С. 3 — 8.

<202> См.: Шинкевич Д.В., Семенченко Е.А. О некоторых проблемах создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований // Правовые вопросы строительства. 2010. N 1. С. 3 — 8.

На практике муниципалитеты нередко используют такую форму документа, как выписка (справка) ИСОГД, обобщающая как сведения, предоставляемые в ответ на произвольные запросы, так и аналитические отчеты. Содержание, назначение и порядок оформления выписок (справок), области их использования утверждаются муниципальным правовым актом об ИСОГД. Например, Постановлением главы Веселовского района от 13 июля 2006 г. N 270 «Об утверждении положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Веселовского района» определено, что выписка (справка) ИСОГД является официальным документом, через который собственникам, владельцам и пользователям объектов недвижимости предоставляются сведения о регламентации использования земельных участков, предназначенных под застройку, и всех ограничениях, связанных с использованием объектов недвижимости, а также иные сведения об объектах недвижимости, имеющиеся в базе данных ИСОГД. Кроме того, установлено, что содержание и форма выписок (справок) ИСОГД утверждаются органом местного самоуправления городского округа (муниципального района).

4. Порядок доступа к информации установлен Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности. Лицо, заинтересованное в получении сведений, подает письменный запрос в орган местного самоуправления с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства). В запросе должны быть указаны раздел информационной системы, запрашиваемые сведения, форма предоставления сведений и способ их доставки.

Общие положения о порядке направления и рассмотрения запроса информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (к которой относятся и сведения, содержащиеся в ИСОГД) установлены в ст. ст. 18 — 20 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Так, в случае если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (ч. 4 ст. 19).

Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности установлен специальный срок ответа на запрос — 14 дней с даты предоставления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Общий размер платы определяет орган местного самоуправления, исходя из объема запрашиваемых сведений и с учетом установленных размеров платы за их предоставление (п. 14). При этом срок предоставления заинтересованному лицу (пользователю) сведений о размере платы не установлен. Исходя из общих положений ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в соответствии с ч. 6 ст. 18 запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок), заявитель должен быть уведомлен о размере платы не позднее 14 дней с момента поступления запроса.

Закон устанавливает специальный срок предоставления информации по межведомственным запросам органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления — 5 дней.

Предоставление информации из муниципальной информационной системы по запросу заявителя является муниципальной услугой по общему смыслу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Соответственно, органы местного самоуправления, обеспечивающие ведение ИСОГД, должны разработать и утвердить соответствующие административные регламенты предоставления муниципальной услуги (см., например, Постановление администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 27 января 2016 г. N 35 «Об утверждении административного регламента услуги «Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности»).

5. Требования к технологическим, программным, лингвистическим и организационным средствам установлены в п. 17 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности для автоматизированных ИСОГД (т.е. в тех случаях, когда ИСОГД действительно является информационной системой в соответствии с современным информационным законодательством). Фактически здесь установлены функциональные требования к системе:

— обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра, а также материалами и данными, содержащимися в государственном картографо-геодезическом фонде РФ;

— поиск информации по адресу объекта капитального строительства, координатам земельного участка, кадастровому номеру земельного участка, наименованию и реквизитам документа;

— хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в информационной системе;

— актуализация сведений, содержащихся в информационной системе, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими;

— составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц;

— ведение журнала операций, произведенных со сведениями информационной системы.