Статья 56. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

1. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности — организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

2. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

3. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

4. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий;

ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

з) о геодезических и картографических материалах;

и) о создании искусственного земельного участка;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы.

5. Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются копии следующих документов и карт (схем):

1) градостроительный план земельного участка;

2) результаты инженерных изысканий;

3) сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, предусмотренные пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

3.1) предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздел проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренное пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения, выданные в отношении указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, об их соответствии предмету охраны исторического поселения и установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства);

4) документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;

5) заключение государственной экспертизы проектной документации;

6) разрешение на строительство;

6.1) решение уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» о прекращении действия разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство;

7) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

8) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;

9) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

9.1) заключение органа государственного строительного надзора;

9.2) акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта;

10) акт приемки объекта капитального строительства;

11) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

12) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;

13) иные документы и материалы.

6. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке и выданные до введения в действие настоящего Кодекса технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.

7. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации.

8. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Комментарий к Ст. 56 ГрК РФ

1 — 3. Ведение информационных систем регулируется также Указами Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и от 24 ноября 1995 г. N 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды». В совокупности с требованиями ст. 56 и 57 ГрК РФ, таким образом, имеется нормативно-правовая база обеспечения градостроительной деятельности и смежных с ней областей.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности предусматривается также ст. 11, 15, 20, 24, 28, 31, 32, 45 и 46 ГрК РФ (см. комментарии к ним), Законом Оренбургской области от 13 ноября 1997 г. «Об общих принципах информационного обеспечения в Оренбургской области» и аналогичными законами других субъектов РФ <1>.
———————————
<1> См.: Кутузов В.И., Попов А.А. Доступ к экологической информации (правовые аспекты). Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2004; Кутузов В.И., Кутузова Л.П. Региональная правотворческая деятельность в сфере информатизации // Материалы конференции «Социокультурная динамика региона». Ч. 3. Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2000; Попов А.А. Некоторые аспекты правового регулирования платы за непредоставление экологической информации // Сб. материалов региональной конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области. Оренбург: ИПК ОрГУ, 2003.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. <1>.
———————————
<1> РГ. 2000. 28 сентября; см. также: Карху О.С. Понятие и правовой режим экологической информации; Попов А.А. Правовые проблемы экологической информации в градостроительной деятельности; Яблоков А.В. Важность нормативного определения экологической информации // Сб. докладов конференции «Правовые проблемы охраны окружающей среды». М.: ИЗиСП — МУПК, 2003.

Предусмотренные комментируемым Кодексом предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности развивают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, служат правовой базой для их реализации (см. ст. 2 и комментарий к ней), отражают направленность современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан. В ГрК РФ 1998 г. подобных норм, статей и главы не было, был предусмотрен лишь государственный градостроительный кадастр.

Создание полноценных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности требует немало времени, усилий и средств и базируется на возможностях федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и соответствующих органов и организаций, в связи с чем внедрение ряда предписаний данной главы ГрК РФ и введение ее в действие откладывались (см. Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и комментарий к нему).

Органам государственной власти, осуществляющим ведение государственного градостроительного кадастра, предписано передавать сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем, в органы местного самоуправления городских округов и в органы местного самоуправления муниципальных районов.

Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 271 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1308.

4. Рядом федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении градостроительной деятельности, например:

а) Федеральные законы:

— от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — ст. 6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»: информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; органы государственной и муниципальной власти, организации предприятий обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них;

— от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» — ст. 14 «Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира» и ст. 15 «Государственный мониторинг объектов животного мира»: государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления распространения, численности, физического состояния объектов животного мира, структуры, качества и площади среды их обитания, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования;

— от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» — ст. 23 «Мониторинг атмосферного воздуха» и ст. 29 «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха»: граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества;

— от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» — ст. 27 «Геологическая информация о недрах», ст. 28 «Государственный учет и государственная регистрация», ст. 30 «Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых», ст. 32 «Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых»: информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр;

— от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» — ст. 38 «Право на получение информации», ст. 39 «Запрос информации», ст. 40 «Отказ и отсрочка в предоставлении информации»: граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц;

— от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» — ст. 17 «Информация о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: при реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении и тарной этикеткой; при рекламе пестицидов и агрохимикатов не допускается применение понятий «безопасный», «безвредный», «нетоксичный», «экологически безопасный» и других подобных понятий;

— от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» — ст. 23 «Право граждан и общественных объединений на получение информации»: граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

— от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» — ст. 13 «Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии»: организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения; граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (указанные предписания являются актуальными для градостроительной деятельности в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»; см. ч. 2 ст. 4 комментируемого Кодекса и комментарий к ней);

— от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» — ст. 14 «Категории доступа к информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции», ст. 15 «Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», ст. 16 «Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами», ст. 17 «Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции»: информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа; информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров; информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров;

— от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» — ст. 7 «Документированная информация, вывоз которой из Российской Федерации ограничен» и ст. 8 «Ограничения при осуществлении международного информационного обмена»;

— от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» — ст. 8 «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)»: потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах; эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя, — на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации; ст. 9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)»: изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, размещая их на вывеске; если виды деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежат лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию; указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, если торговля и эти виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя); ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)»: информация о товарах (работах, услугах) должна содержать определенные в данной статье сведения и быть доведена до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой;

— от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — ст. 8 «Права граждан»: граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

б) Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. — ст. 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье»: граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

в) новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ в ст. 30 «Государственный мониторинг водных объектов» и ст. 31 «Государственный водный реестр» предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 6 ВК РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т.е. поверхностными водными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

На территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос (ст. 65 ВК РФ) совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Особое внимание уделяется информационному обеспечение водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

5 — 6. Значительное место в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности принадлежит сведениям о земельных участках.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 6 «Место государственного земельного кадастра в системе государственных информационных ресурсов», ст. 7 «Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков», ст. 8 «Открытость сведений государственного земельного кадастра») предусмотрено следующее:

— сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом; государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации;

— органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет отдельных видов имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации;

— органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме; эти сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ст. 67 «Государственный мониторинг земель» и ст. 70 «Государственный земельный кадастр») предусмотрено, что государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе; объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимого имущества.

В п. 7 ч. 5 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ рассматривается проектная документация, на основании которой выдается разрешение на строительство.

7 — 8. За последнее десятилетие создана разветвленная законодательная и иная нормативно-правовая база информационного обеспечения общественных отношений. Ее основу составляют Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», согласно ч. 3 ст. 10 которого запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы:

— содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

— содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

— состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др.;

— фактах нарушения прав и свобод граждан;

— фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации») предусмотрено наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных и юридических лиц.

Второй комментарий к Статье 56 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье устанавливается обязанность органов местного самоуправления городских округов или муниципальных районов создавать и вести муниципальные информационные системы, предназначенные для обеспечения доступа к сведениям о градостроительной деятельности в пределах территорий соответствующих муниципальных образований.

Следует отметить, что определение в ч. 1 ст. 56 не актуализировалось в связи с принятием ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и прекращением действия Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в соответствии с определением представляют собой совокупность документированной информации, причем не обязательно представленной в форме баз данных. По своей правовой природе они, скорее, являются информационными ресурсами (хотя в современной редакции ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» легальной дефиниции информационного ресурса не содержится, данная правовая категория широко используется в нормативных актах и научных работах <195>). Информационные ресурсы могут — но не обязательно — входить в состав информационных систем. Если пользоваться терминологией прежнего Закона, информационные системы могут быть автоматизированными (что и установлено в п. 2 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»).
———————————
<195> См.: Шалаева Т.З. Правовой режим информационных ресурсов: проблемы правопонимания // Информационное право. 2014. N 4. С. 4 — 9; Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики / Под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2013; Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2013.

Таким образом, в соответствии с требованиями закона ИСОГД представляет собой систематизированный свод (картотеку, архив) документов градостроительства. Однако это не накладывает ограничений на муниципалитеты в выборе вида реализации таких систем — бумажные или автоматизированные — и в дополнительных функциональных возможностях. Комплексная автоматизированная ИСОГД может включать такие компоненты, как ГИС (географическая информационная система), СЭД (система электронного документооборота), СУБД (система управления базами данных), ЭАР (система управления электронными административными регламентами), СКК (система классификации и кодирования информации), веб-портал, доступ к СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) <196>.
———————————
<196> См.: Кануков А.С. Разработка модели и алгоритма построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности: Дис. … канд. тех. наук. Владикавказ, 2014. С. 11.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) являются муниципальными информационными системами, создаваемыми на основании решений органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). На муниципальные информационные системы распространяются требования, установленные ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к государственным информационным системам (ч. 4 ст. 13).

Правовой режим информационных ресурсов в общем случае включает цель создания; перечень сведений, входящих в состав информационного ресурса; правовой статус поставщиков информации (включая обязанность по предоставлению информации); порядок ведения информационного ресурса; правовой статус пользователей информации (включая условия и порядок доступа к информации). Правовой режим информационных систем дополнительно включает требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам (а также функциональным возможностям) информационных систем; правовой статус оператора системы (включая порядок создания и эксплуатации информационной системы).

В ст. ст. 56 и 57 ГрК РФ устанавливаются общие требования к правовому режиму ИСОГД. Они детализируются в Положении об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363 и определяющем структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее — Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности).

Правовой режим конкретных ИСОГД может детализироваться также муниципальными правовыми актами. Так, например, Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29 мая 2012 г. N 1122 утвержден административный регламент муниципальной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности». Постановление администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 7 июля 2015 г. N 651 «Об утверждении порядка ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пугачевского муниципального района» регламентирует порядок размещения сведений в ИСОГД и меры защиты информации.

2. В комментируемой статье закрепляются следующие элементы правового режима ИСОГД:

1) цель создания (ведения) — обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (ч. 3 комментируемой статьи).

Обязанность муниципальных органов по созданию ИСОГД не является запретом создавать и использовать иные муниципальные информационные системы, использующиеся в сфере градостроительной деятельности <197>;
———————————
<197> См.: Трутнев Э.К. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ в части института территориального планирования, измененного Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ. М., 2011.

2) перечень сведений — основные категории сведений, хранящихся в системе, которые закреплены в ч. 4 комментируемой статьи, причем перечень является открытым. Законодатель выделил в отдельную категорию сведений дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, получившие дополнительную детализацию в виде перечня документов (также открытого), закрепленного в ч. 5 комментируемой статьи. Прочие категории детализированы на уровне постановления Правительства РФ. В соответствии с п. 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности ИСОГД должны включать 9 основных разделов (они соответствуют категориям сведений, указанным в ч. 4 комментируемой статьи):

— раздел I «Документы территориального планирования РФ в части, касающейся территории муниципального образования»;

— раздел II «Документы территориального планирования субъекта РФ в части, касающейся территории муниципального образования»;

— раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию»;

— раздел IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений»;

— раздел V «Документация по планировке территорий»;

— раздел VI «Изученность природных и техногенных условий»;

— раздел VII «Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд»;

— раздел VIII «Застроенные и подлежащие застройке земельные участки»;

— раздел IX «Геодезические и картографические материалы».

По мнению Е.М. Бутаевой, требования к информации, включаемой в фонд ИСОГД, сформулированы неоднозначно <198>. В п. 1 ч. 4 ст. 56 использована формулировка «сведения о документах», что может подразумевать включение в систему не полных копий документов, а, например, лишь реквизитов документов и выборочную информацию из них. Наименования разделов, закрепленные в Положении об информационном обеспечении градостроительной деятельности, эту неоднозначность снимают — в систему должны включаться именно копии документов.
———————————
<198> См.: Бутаева Е.М. Полномочия органов местного самоуправления в области информационного обеспечения градостроительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2009. N 6.

Каждый раздел имеет общую и специальную части. Например, общая часть раздела I содержит наименования и реквизиты актуализированных документов территориального планирования РФ, предусмотренных ч. 5 ст. 10 ГрК РФ, в части, касающейся территории муниципального образования, и номера книг, в которых хранятся копии документов и материалов. Специальная часть раздела I содержит наименования и реквизиты актуализированных карт (схем), содержащихся в картах (схемах) территориального планирования РФ, предусмотренных ч. 6 ст. 10 ГрК РФ, в части, касающейся территории муниципального образования; номера книг и регистрационные номера, присвоенные документам и материалам, копии которых хранятся в этих книгах; ссылки на подраздел, содержащий актуализированные документы, раздела «Геодезические и картографические материалы».

Кроме того, ИСОГД включает дополнительные разделы информационной системы (иные документы и материалы), которые создаются и ведутся по решению органа местного самоуправления (п. 7 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности). При этом сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах, не могут дублировать сведения, документы и материалы, подлежащие размещению в основных разделах.

Так, Постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 7 июля 2015 г. N 651 «Об утверждении порядка ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пугачевского муниципального района» установлено, что дополнительные разделы формируются в ходе подготовки градостроительной и иной связанной с ней документации Пугачевского муниципального района (утверждаются схема территориального развития Пугачевского муниципального района, генеральный план, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории) в рамках комплексного проекта системы управления территориальным развитием Пугачевского муниципального образования путем размещения в соответствующих базах данных копий документов, нормативных правовых актов, сведений и материалов, аналитической, справочной и иной информации, характеризующей социально-экономическое, инженерно-техническое и иное развитие муниципального района (п. п. 2.7, 2.8).

В ч. 6 комментируемой статьи специально установлено, что в информационную систему включаются в том числе документы, выданные до введения в действие ГрК РФ (технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на застроенном или подлежащем застройке земельном участке, включаются в дело о данном земельном участке).

Систематизация сведений (ч. 7 комментируемой статьи) осуществляется в соответствии с кадастровым делением территории РФ. Порядок кадастрового деления территории РФ и Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 4 апреля 2011 г. N 144. Под систематизацией принято понимать организацию различных форм учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей информации <199>. Следует отметить, что при размещении информации в ИСОГД сведения группируются по разделам (см. Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров, утв. Приказом Минрегиона России от 30 августа 2007 г. N 85), а при предоставлении — в соответствии с конкретным запросом пользователя. В то же время при регистрации документов в системе вполне ожидаемо используются кадастровые номера объектов учета (территориальных единиц, земельных участков), к которым соответствующие документы относятся — они вносятся в книги информационного фонда ИСОГД. Таким образом, кадастровые номера используются для идентификации необходимых документов и могут быть использованы при выполнении аналитических запросов, например, связанных с получением обобщенной информации об определенном земельном участке;
———————————
<199> См.: Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (постатейный). 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юстицинформ, 2007.

3) право на доступ к информации — в ч. 8 комментируемой статьи установлено, что сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (в том числе составляющих государственную, коммерческую, служебную и иную тайну). В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такие сведения могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.