Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации

1. Членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица также:

1) при неисполнении двух и более раз в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами саморегулируемой организации.

3. Членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.

4. Не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом:

1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.

5. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

6. В случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

7. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Комментарий к Ст. 55.7 ГрК РФ

1. В настоящей статье определен порядок прекращения членства в ГрСРО. Этот вопрос урегулирован исключительно ГрК РФ, в тексте ФЗ «О саморегулируемых организациях» содержится лишь общая формулировка о том, что особенности прекращения членства в СРО могут устанавливаться федеральными законами.

В качестве оснований прекращения членства в ГрСРО комментируемая статья называет следующие обстоятельства:

— добровольный выход из ГрСРО (поскольку с этим моментом могут быть связаны не только правовые, но и финансовые последствия, комментируемая статья отдельно оговаривает, что членство в этом случае прекращается со дня поступления в ГрСРО соответствующего заявления);

— исключение из членов ГрСРО, т.е. принудительное прекращение указанного статуса по решению ГрСРО;

— смерть индивидуального предпринимателя — члена ГрСРО или ликвидация юридического лица — члена ГрСРО.

Необходимо иметь в виду, что Кодекс говорит только о ликвидации юридического лица, т.е. о его прекращении без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае же реорганизации юридического лица правовые последствия Кодексом не определены. Комитет по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ в письме от 2 марта 2011 г. N 3.31-22/162 разъяснил, что, поскольку в соответствии со ст. 58 ГК РФ при реорганизации сохраняется правопреемство юридических лиц, сам факт реорганизации юридического лица не является основанием для прекращения его членства в СРО. Реорганизация юридического лица может осуществляться в одной из форм, предусмотренных гражданским законодательством (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), правовые последствия которых различны.

Для определения правовых последствий реорганизации членов СРО можно руководствоваться принципом аналогии закона, предусмотренным ст. 6 ГК РФ. В законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности определено, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования лицензия сохраняет свое действие и переоформляется на вновь возникшее юридическое лицо. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния правопреемник реорганизованных юридических лиц имеет право на переоформление лицензии при условии наличия у каждого из участвующих в слиянии юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

Учитывая вышеизложенное, в случае реорганизации юридического лица — члена ГрСРО в форме преобразования сохраняется членство реорганизованного юридического лица в ГрСРО. Соответствующие изменения в свидетельство о допуске в реестр членов ГрСРО должны вноситься на основании заявления юридического лица. При реорганизации юридических лиц — членов одной ГрСРО в форме присоединения сохраняется членство в этой ГрСРО юридического лица, к которому присоединилось юридическое лицо. Изменения в свидетельство о допуске вносятся в свидетельство присоединенного юридического лица. Учитывая, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, в том числе и обязательства по возмещению вреда, то размер взноса в компенсационный фонд ГрСРО, внесенного юридическим лицом, к которому осуществилось присоединение, увеличивается на размер взноса в компенсационный фонд ГрСРО, внесенный присоединенным юридическим лицом.

При реорганизации юридических лиц — членов одной ГрСРО в форме слияния сохраняется членство реорганизованного юридического лица в этой ГрСРО. Вместе с тем, учитывая, что в результате слияния возникает новое юридическое лицо, в реестр членов ГрСРО должны быть внесены соответствующие изменения. Изменения в свидетельство о допуске в части изменения наименования юридического лица вносятся в свидетельство каждого из реорганизованных в форме слияния юридических лиц. Учитывая, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, в том числе обязательства по возмещению вреда, то размер взноса в компенсационный фонд ГрСРО вновь возникшего юридического лица считается равным сумме взносов в компенсационный фонд, внесенный реорганизованными юридическими лицами.

При реорганизации в форме выделения сохраняется юридическое лицо, из которого произошло выделение, и возникает одно или несколько новых юридических лиц. Учитывая вышеизложенное, членство в ГрСРО юридического лица, из которого произошло выделение, сохраняется. Сохраняется взнос в компенсационный фонд ГрСРО, внесенный таким юридическим лицом. Внесение изменений в свидетельство о допуске такого юридического лица не требуется. Вместе с тем, по мнению Комитета, целесообразно в этом случае проверить соответствие указанного юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Новая редакция комментируемой статьи, вступающая в силу 1 июля 2017 г., по-иному определяет основания прекращения членства в ГрСРО, относя к ним:

1) основания и случаи прекращения членства, указанные в ФЗ «О саморегулируемых организациях», в том числе присоединение одной СРО к другой СРО (в настоящий момент времени такие основания не установлены, следовательно, можно предположить, что в ФЗ «О саморегулируемых организациях» также будут внесены изменения в ближайшее время);

2) основания для исключения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц из членов ГрСРО, определенные внутренними документами ГрСРО.

2. Заслуживает внимания и та разница в правовом режиме исключения из членов ГрСРО, которая обнаруживается при сравнении действующей и будущей редакций комментируемой статьи. На настоящий момент времени ч. 2 устанавливает, что ГрСРО принимает решение об исключении из членов ГрСРО индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:

1) несоблюдения членом ГрСРО требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;

2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом ГрСРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

4) невнесения взноса в компенсационный фонд СРО в установленный срок;

5) отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ;

6) неоднократного в течение одного года привлечения члена ГрСРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства.

В последнем случае имеются в виду правонарушения следующих видов:

— нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ);

— непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ (ч. 5 ст. 18.9);

— представление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства (ч. 6 ст. 18.9);

— непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством РФ документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством РФ (ч. 2 ст. 18.11);

— привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.15);

— привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 18.15), и пр.

Приведенные выше правила сформулированы императивно, из смысла нормы можно было бы заключить, что при наступлении хотя бы одного из указанных обстоятельств ГрСРО обязана принять решение об исключении из своего состава члена, допустившего нарушение закона. Однако, поскольку никаких мер юридической ответственности за несоблюдение данного правила Кодекс не определяет, правильнее все же считать, что исключение субъекта из членов ГрСРО является предметом собственного усмотрения ГрСРО (такова и позиция судебных органов, например, см. Постановления Арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2014 г. по делу N А40-25124/13, от 2 сентября 2015 г. по делу N А40-214417/14).

Новая редакция статьи в значительной степени упрощает и либерализирует решение данного вопроса. С 1 июля 2017 г. ГрСРО вправе принимать решение об исключении из членов ГрСРО индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

1) неисполнения им два и более раза в течение одного года предписаний органов государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

2) в иных случаях, установленных внутренними документами ГрСРО.

Таким образом, основания для исключения индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов ГрСРО полностью определяются самой ГрСРО и ни с кем не должны быть согласованы. Мы позволим себе предположить, что те поводы, которые содержатся в комментируемой статье в ее сегодняшней редакции, вряд ли будут полностью исключены из внутренних документов ГрСРО впоследствии, поскольку в них есть определенный практический смысл.

Важно иметь в виду еще одно обстоятельство: ни нынешняя, ни новая редакции комментируемой статьи не определяют, в течение какого срока (с момента обнаружения того или иного обстоятельства, указанного в законе и препятствующего дальнейшему пребыванию хозяйствующего субъекта в ГрСРО) необходимо принять решение об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из состава членов ГрСРО. Как указывают судебные органы, это связано с тем, что положения п. 3 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ содержат диспозитивную норму и позволяют ГрСРО самостоятельно принимать решения об исключении из членов ГрСРО, при этом решение вопроса об исключении из членов ГрСРО является правом, а не обязанностью ГрСРО (см. Постановление ФАС Московского округа от 29 мая 2014 г. по делу N А40-69474/13).

3. Процедура исключения индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов ГрСРО детально не урегулирована в законе. Самые общие правила установлены в ч. 3 комментируемой статьи, согласно которой решение об исключении из членов ГрСРО принимается общим собранием членов ГрСРО. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ, решение об исключении из членов ГрСРО индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления ГрСРО (это может быть Совет Ассоциации или иной подобный орган управления; важно, что единоличный исполнительный орган управления (директор, генеральный директор) решения об исключении из членов ГрСРО принять не может). Как видно из содержания нормы, второй случай, являясь более специальным по сравнению с первым, должен быть разрешен в оперативном порядке, поэтому здесь не требуется созывать общее собрание членов ГрСРО.

Во внутренних документах ГрСРО процедура исключения определена более подробно (см., например, Порядок прекращения членства в СРО НП «СОЮЗАТОМГЕО» <162>).
———————————
<162> URL: sro-atomgeo.ru/?page_id=97 (дата обращения: 28.02.2017).

Действия и решения ГрСРО по исключению члена ГрСРО из ее состава могут быть обжалованы в арбитражный суд (об обжаловании и нововведениях в связи с этой процедурой см. комментарий к ст. 55.6).

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи лицу, прекратившему членство в ГрСРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ГрСРО, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего ГрК РФ.

Как установлено в ст. 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ГрСРО возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившим членство в такой ГрСРО, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд ГрСРО при соблюдении следующих условий:

1) указанным индивидуальным предпринимателем или указанным юридическим лицом получено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые до 1 августа 2010 г. исключены из установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) указанный индивидуальный предприниматель или указанное юридическое лицо не имеет свидетельство о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных п. 1 видов работ;

3) членство указанного индивидуального предпринимателя или указанного юридического лица в такой СРО прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 или п. 5 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения предусмотренных п. 1 настоящей части видов работ из установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, приведенные выше условия, при их наличии, могут порождать последствия как финансового, так и правового характера. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой, если у ГрСРО (в силу требований Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ) была обязанность вернуть уплаченные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом взносы в компенсационный фонд, а ГрСРО не исполнила данную обязанность, денежные средства могут быть взысканы с нее, поскольку имело место неосновательное обогащение. В том же случае, если такой обязанности не было, иск о взыскании сумм неосновательного обогащения удовлетворению не подлежит (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 ноября 2012 г. по делу N А82-16900/2011, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 г. по делу N А40-107012/13; Постановление ФАС Центрального округа от 9 июня 2014 г. по делу N 08-3656/2013).

5. Новая редакция комментируемой статьи вводит еще одно правовое последствие прекращения членства в ГрСРО. Определено, что в этом случае такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены ГрСРО. До начала действия этой редакции (до 1 июля 2017 г.) такого правила не было.