Статья 55.19 ГрК РФ (действующая редакция). Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

1. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

2. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно.

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;

2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:

а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;

б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;

в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями предусмотренного частью 10 статьи 55.20 настоящего Кодекса уведомления соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части отсутствия у саморегулируемой организации сформированных с учетом положений статьи 55.16 настоящего Кодекса компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае принятия саморегулируемой организацией решения о формировании такого фонда), необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.

6. Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.

7. Утратила силу.

8. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций, в том числе документ (выписку) кредитной организации по форме, установленной Банком России, содержащий сведения о движении средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на таких счетах, заверенный соответствующей кредитной организацией.

8.1. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями по его выбору для осуществления им своих функций доступ к единому реестру сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в режиме просмотра без возможности удаления или редактирования в нем сведений или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра.

9. При выявлении нарушений, указанных в части 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями выдает предписание саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений.

10. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания в установленный им срок орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций необходимую для подготовки этого заключения информацию.

11. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение тридцати дней со дня поступления указанных в части 10 настоящей статьи обращения и информации утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое подлежит направлению на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти дней со дня его утверждения.

12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи или частью 11 статьи 55.20 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

13. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также в случае, если решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не было принято в установленный частью 12 настоящей статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Комментарий к Ст. 55.19 ГрК РФ

1. В настоящей статье урегулирован государственный надзор за деятельностью ГрСРО. Тем самым конкретизируются общие положения п. 2 ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях», согласно которым особенности порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление надзора за деятельностью ГрСРО, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Компетенция Ростехнадзора определена в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.

Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утвержден Приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. N 325, далее по тексту комментария к настоящей статье — Административный регламент) разграничена надзорная компетенция между центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами. Установлено, что центральный аппарат Ростехнадзора осуществляет:

— общую координацию, методическое обеспечение исполнения государственной функции по надзору за ГрСРО;

— организацию и проведение внеплановых проверок ГрСРО;

— направление заявлений в суд об исключении сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО по основаниям, предусмотренным федеральными законами;

— принятие во внесудебном порядке решения об исключении сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО;

— проведение анализа и оценки эффективности государственного надзора и подготовку ежегодных докладов о состоянии государственного надзора и его эффективности.

Территориальные органы осуществляют:

— организацию и проведение плановых проверок ГрСРО, их филиалов и (или) представительств, находящихся на поднадзорной территории;

— по поручению руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Ростехнадзора организацию и проведение внеплановых проверок ГрСРО, их филиалов и (или) представительств, находящихся на поднадзорной территории (за исключением внеплановых проверок ГрСРО по исполнению ГрСРО выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ);

— организацию и проведение внеплановых проверок ГрСРО по исполнению ГрСРО выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ;

— проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к ГрСРО законодательством РФ, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор и его территориальные органы документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте ГрСРО информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Деятельность по государственному надзору за деятельностью ГрСРО помимо норм настоящего ГрК РФ регулируется также положениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. В комментируемой статье (ч. ч. 2 — 6) урегулирована проверочная деятельность уполномоченного органа исполнительной власти. Проверки — основной инструмент государственного надзора, их целью является выявление, пресечение и предупреждение нарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (их руководителями, иными должностными лицами) обязательных требований к тому или иному виду деятельности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Правила проведения проверок определены в комментируемой статье в общем виде (основания и предельные сроки проведения проверочных мероприятий), а конкретизированы в Административном регламенте.

Надзорная деятельность, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, включает в себя следующие административные процедуры:

— принятие решения и организацию проведения проверки;

— подготовку и проведение плановой проверки;

— подготовку и проведение внеплановой проверки;

— подготовку акта проверки;

— принятие предусмотренных законодательством РФ мер по результатам проверки при выявлении нарушений в деятельности ГрСРО, в том числе исключение сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО;

— проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к ГрСРО законодательством РФ, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте ГрСРО информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— проведение анализа и оценки эффективности государственного надзора за деятельностью ГрСРО и подготовку ежегодных докладов о состоянии государственного надзора за деятельностью ГрСРО и его эффективности.

В соответствии с ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи проверки в отношении ГрСРО проводятся в плановом и внеплановом порядке в форме документарных и (или) выездных проверок. Плановые проверки осуществляют должностные лица территориальных органов Ростехнадзора, внеплановые — должностные лица центрального аппарата и его территориальных органов Ростехнадзора.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи срок проведения проверки составляет не более чем 10 рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Ростехнадзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 10 рабочих дней.

Юридическим фактом — основанием для проведения плановой проверки является план проверок, утвержденный приказом руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) территориального органа о проведении проверки в соответствии с требованиями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Плановой является проверка, включенная в ежегодный план проведения проверок. Основанием для включения ГрСРО в ежегодный план проведения проверок является:

— истечение одного года со дня внесения сведений о ГрСРО в государственный реестр ГрСРО;

— истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Ежегодный план проведения плановых проверок не требует согласования и утверждается руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) территориального органа Ростехнадзора самостоятельно.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. О ее проведении ГрСРО уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, совместно с руководителем ГрСРО определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, а также временной режим проверки. Указанное должностное лицо в ходе проверки запрашивает и получает от руководителя и работников ГрСРО в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию) за проверяемый период, а также письменные пояснения от представителей ГрСРО по вопросам, возникающим в ходе проверки.

Юридическим фактом — основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ГрСРО выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ;

2) поступление в Ростехнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения ГрСРО, из средств массовой информации о фактах:

а) совершения ГрСРО и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования ГрК РФ, других федеральных законов и права членов ГрСРО. Часть 5 комментируемой статьи конкретизирует это правило, перечисляя следующие нарушения:

— несоответствие установленных ГрСРО требований к выдаче свидетельств о допуске установленным законом требованиям;

— несоблюдение ГрСРО требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

— отсутствие у ГрСРО компенсационного фонда;

— необеспечение ГрСРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов;

б) неисполнения ГрСРО обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов ГрСРО;

в) неисполнения или ненадлежащего исполнения ГрСРО полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных Ростехнадзором при рассмотрении документов, представляемых ГрСРО в установленном законом порядке;

г) причинения вреда (или возникновения угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) наличие распоряжения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования Генеральной прокуратуры о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы Генеральной прокуратуры материалам и обращениям.

Необходимо отметить, что в соответствии с Административным регламентом обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Ростехнадзор (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Административный регламент устанавливает также правовые последствия проверок ГрСРО. В случае выявления нарушений в деятельности ГрСРО должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ, в том числе:

— вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;

— возбуждение дела об административном правонарушении;

— направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы (в случае выявления нарушения ГрСРО нормативных правовых актов РФ, контроль за соблюдением требований которых не входит в компетенцию Ростехнадзора).

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ.

3. Комментируемая статья устанавливает обязанности лиц, участвующих в проведении надзорных (проверочных) мероприятий. Во-первых, в ч. 8 предусмотрена обязанность ГрСРО предоставлять в Ростехнадзор по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций, на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных ГрСРО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Новая редакция статьи, вступающая в силу с 1 июля 2017 г., среди прочих документов выделяет выписку кредитной организации по форме, установленной Банком России, содержащую сведения о движении средств компенсационного фонда (фондов) ГрСРО, размещенных на специальном банковском счете (счетах), а также об остатках средств на таких счетах, заверенную соответствующей кредитной организацией. Во-вторых, в ч. 8.1 установлена обязанность Национального объединения ГрСРО предоставлять Ростехнадзору доступ к единому реестру членов ГрСРО в режиме просмотра без возможности удаления или редактирования в нем сведений или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра (как уже говорилось ранее, такого рода сведения предоставляются на безвозмездной основе).

В Административном регламенте права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, определены более подробно. В частности, руководитель ГрСРО (иное уполномоченное лицо), в отношении которой осуществляется проверка, вправе:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;

— обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, повлекшие за собой нарушение прав ГрСРО при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

При этом руководитель ГрСРО (иное уполномоченное лицо) обязан:

— обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, на территорию, в здания и другие служебные помещения ГрСРО;

— обеспечить представление должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, документов и информации, необходимых для проведения проверки, в установленные в запросе сроки;

— обеспечить предоставление должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, журнала учета проверок, соответствующего установленной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 типовой форме (при его наличии);

— присутствовать лично при проведении проверки;

— обеспечить присутствие иных должностных лиц или уполномоченных представителей ГрСРО, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований законодательства РФ, относящихся к предмету проверки.

4. Комментируемая статья в ч. ч. 9 — 13 определяет последствия выявления в ходе проверки нарушений, являющихся в силу требований ст. 55.2 ГрК РФ основаниями для исключения ГрСРО из реестра ГрСРО.

При выявлении указанных нарушений Ростехнадзор обязан выдать ГрСРО предписание об их устранении.

Административный регламент устанавливает обязанность уполномоченного должностного лица направить в ГрСРО предписание об устранении нарушений одновременно с актом проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручить лично под роспись руководителю, лицу, его заменяющему, или уполномоченному представителю ГрСРО. В предписании указываются:

— дата вынесения предписания;

— наименование и адрес места нахождения ГрСРО, по которому направляется предписание;

— содержание нарушений (с указанием конкретных положений законодательства РФ, которые нарушены, и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям);

— срок устранения нарушения;

— порядок информирования Ростехнадзора (территориального органа) об устранении нарушений.

По общему правилу продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства ГрСРО с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер. О принятом решении о продлении сроков ГрСРО информируется в письменной форме.

При неисполнении ГрСРО предписания Ростехнадзора или его территориального органа в установленный им срок уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи Ростехнадзор в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение ГрСРО в целях получения заключения о возможности исключения сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО или об отсутствии таких оснований. Для того чтобы Национальное объединение могло объективно и всесторонне рассмотреть вопрос, Ростехнадзор обязан также передать всю информацию, имеющую отношение к делу.

Национальное объединение ГрСРО в течение 30 дней со дня поступления обращения и информации должно принять одно из двух решений:

— утвердить заключение о возможности исключения сведений о ГрСРО из реестра;

— констатировать факт отсутствия оснований для исключения (ч. 11 комментируемой статьи). Данное решение подлежит направлению в Ростехнадзор на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в течение пяти дней со дня его утверждения.

Если Национальным объединением утверждено названное выше заключение, Ростехнадзор в течение 30 дней со дня его поступления вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО (ч. 12 комментируемой статьи). Надо иметь в виду, что речь идет именно о праве Ростехнадзора, а не об обязанности. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой заключение Национального объединения носит рекомендательный характер.

Пример: суд, указывая на неподведомственность спора арбитражному суду, отметил, что, поскольку ни ФЗ «О некоммерческих организациях», ни ГрК РФ, ни какие-либо другие нормативные правовые акты не содержат норм, на основании которых «НОСТРОЙ» отнесена к организациям, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое заключение представляет из себя доказательство, используемое органом надзора для принятия окончательного решения, и само по себе не устанавливает каких-либо обязанностей в отношении организации заявителя (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2016 г. по делу N А40-244514/2015).

Проект соответствующего решения Ростехнадзора оформляется в виде организационно-распорядительного документа (приказ или распоряжение, далее — организационно-распорядительный документ), который готовит структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за ведение реестра ГрСРО. Уведомление об исключении сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО оформляется в двух экземплярах на бумажном носителе после подписания руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора организационно-распорядительного документа, подписывается руководителем (заместителем руководителя) Ростехнадзора, регистрируется в установленном порядке и заверяется гербовой печатью Ростехнадзора. В течение трех рабочих дней со дня подписания один экземпляр уведомления направляется заказным почтовым отправлением в ГрСРО, второй экземпляр уведомления направляется заказным почтовым отправлением в соответствующее Национальное объединение ГрСРО. В день принятия решения об исключении сведений ответственное структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора вносит в реестр ГрСРО информацию об исключении сведений о ГрСРО.

Необходимо иметь в виду, что принятие Ростехнадзором указанного решения с нарушениями материально-правового или процедурного характера может повлечь за собой последующую отмену данного решения судом и, что закономерно, восстановление ГрСРО в своем статусе.

Пример: ВС РФ, установив, что оспариваемый приказ и предписание Ростехнадзора не соответствуют положениям действующего законодательства (по независящим от заявителя причинам он не был уведомлен о результатах проверки, не получил акты проверки и предписания, неисполнение которых привело к принятию Приказа Ростехнадзора от 6 августа 2015 г. N 3-сп; в акте о проведении проверки от 6 мая 2015 г. отсутствуют сведения о его вручении руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю заявителя под расписку об ознакомлении; сведения о направлении заявителю акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, не представлены), пришел к выводу о невозможности исполнения предписания в установленные в нем сроки по независящим от заявителя причинам. Как следствие, заявителям кассационной жалобы (Ростехнадзору и Ассоциации «НОСТРОЙ») было отказано в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (см. Определение ВС РФ от 22 августа 2016 г. по делу N А40-152740/2015).

Если в своем заключении Национальное объединение констатировало отсутствие оснований для исключения сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО, а также в случае, если решение об исключении не было принято в тридцатидневный срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях Ростехнадзор вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о ГрСРО из реестра ГрСРО (ч. 13 комментируемой статьи).