Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

2. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

3. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

4. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

5. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;

5) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

6. При снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 — 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

7. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства которого был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.

8. В случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или договора строительного подряда осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.

9. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

10. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи — уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:

1) пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

11. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) триста пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) три миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

12. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части — строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

13. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

14. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

15. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в части 14 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16-1 настоящего Кодекса.

16. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

17. Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Комментарий к Ст. 55.16 ГрК РФ

1. В настоящей статье устанавливаются правовые основы формирования и использования компенсационных фондов, создаваемых ГрСРО в целях материального обеспечения имущественной ответственности членов ГрСРО перед потребителями и иными лицами в случаях, когда такая ответственность наступает в связи с осуществлением индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом градостроительной деятельности того или иного вида.

В комментируемой статье (ч. 1) конкретизированы те основания наступления ответственности, для обеспечения которой должны быть созданы компенсационные фонды. Речь идет об обязательствах, возникших вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения. В определенной степени эта норма является развитием положения ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», где установлено, что СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда.

При этом Закон оговаривает, что СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). В комментируемой статье уточняется, что речь идет о солидарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов в случаях, предусмотренных в ст. 60 ГрК РФ. Согласно ч. 5 указанной статьи собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, а также к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Кроме того, данная статья определяет, что ГрСРО и Национальное объединение несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, частным партнером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию.

Показательно, что в прежних редакциях ГрК РФ (действовали до 2013 г.) речь шла не о солидарной, а о субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов. Разница с нынешним правовым режимом более чем очевидна: в соответствии со ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, а солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Механизм же субсидиарной ответственности иной: до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ). Таким образом, указанные выше требования собственника здания, сооружения, концессионера, частного партнера, застройщика, технического заказчика могут быть предъявлены непосредственно ГрСРО (а в ряде случаев и Национальному объединению).

2. Комментируемая статья устанавливает необходимость формирования двух фондов:

— компенсационного фонда возмещения вреда (далее — КФВВ);

— компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее — КФОД).

При этом многие правила, касающиеся этих фондов, тождественны друг другу, что позволяет говорить о едином правовом режиме, предусмотренном законодателем в отношении данных фондов, несмотря на то что их предназначение разное: средства КФВВ направлены на обеспечение имущественной ответственности по деликтным обязательствам, средства КФОД — по обязательствам, возникшим в силу договоров (точнее, их неисполнения или ненадлежащего исполнения). Второе различие заключается в том, что наличие КФВВ обязательно для каждой ГрСРО, а наличие КФОД зависит от обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом. В частности, если определенное количество членов ГрСРО (или не менее 15, или не менее 30 — см. комментарий к ст. 55.4) подают в ГрСРО заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда (речь идет о различных видах градостроительной деятельности) с использованием конкурентных способов заключения договоров (по результатам конкурсов, аукционов и т.д.), то ГрСРО по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать КФОД.

Однако различий в правовом статусе указанных фондов все же немного, общих черт гораздо больше. Во-первых, законодатель предусматривает, что член ГрСРО не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в КФВВ (КФОД), в том числе за счет его требований к ГрСРО. Кроме того, не допускается уплата взносов в рассрочку, уплата взносов третьими лицами (не являющимися членами ГрСРО). Во-вторых, если размер соответствующего фонда оказывается ниже минимального размера, определенного ГрК РФ (о чем будет сказано далее), у ответственного лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица, вследствие действий (бездействия) которого возникла ответственность, повлекшая осуществление выплат из средств фонда), а также у иных членов ГрСРО возникает обязанность пополнить этот фонд в срок не более чем три месяца с момента такого снижения. Если же размер КФВВ снизился в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены ГрСРО должны внести взносы в КФВВ в тот же срок, отсчитываемый со дня уведомления ГрСРО своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

3. Комментируемая статья, устанавливая минимальные размеры взносов в фонды (в ч. ч. 10 и 12 — взносов в КФВВ, в ч. ч. 11 и 13 — взносов в КФОД), дифференцирует их в зависимости от рода деятельности члена ГрСРО и от его уровня ответственности. Логика здесь такова:

— взносы растут пропорционально уровням ответственности;

— взносы членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, всегда превышают взносы тех членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию;

— уровни ответственности членов ГрСРО определяются в зависимости от предельного размера обязательств по заключаемым договорам (рассчитывается в зависимости от стоимости работ по одному договору).

Таким образом, эта закономерность прослеживается в комментируемой статье следующим образом: минимальные размеры взносов в КФВВ для первого уровня ответственности составляют 50 000, в КФОД — 100 000 (а сам уровень — 25 млн) рублей, если речь идет о изыскательских или проектировочных работах, и 100 000 для первого уровня ответственности в КФВВ, а в КФОД — 200 000 (а сам уровень — 60 млн) рублей, если речь идет о работах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Максимальные суммы взносов (1 млн в КФВВ, 3,5 млн в КФОД в первом случае, 5 млн в КФВВ и 25 млн в КФОД — во втором случае) определены для высшего уровня ответственности. В отношении членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, таких уровней пять и максимальный определен суммой в 10 млрд рублей, а в отношении членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию, таких уровней четыре и максимальный определен суммой в 300 млн рублей.

4. Комментируемая статья (ч. ч. 4 и 5) устанавливает запрет на осуществление выплат из средств КФВВ и КФОД (точнее, запрет кредитной организации перечислять средства фонда). Этот запрет не безусловен, ГрК РФ оговаривает несколько случаев, когда такие перечисления могут осуществляться:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение (для КФВВ еще и инвестирование) средств фонда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление целевых выплат из средств фонда, ради которых он был создан;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств фонда в кредитных организациях (в отношении КФВВ — также и инвестирования средств фонда в иные финансовые активы);

5) перечисление средств фонда Национальному объединению ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, в случаях, установленных ГрК РФ и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ.

Показательно, что ГрК РФ, определяя правовой статус названных фондов, ничего не говорит о том, в чьей собственности находятся указанные денежные средства. При этом в законе прямо говорится об уплате налога на прибыль организаций, определенным образом исчисленного. Таким образом, возникает вопрос о том, кто является плательщиком указанного налога. Систематическое толкование комментируемой статьи позволяет прийти к единственному обоснованному выводу о том, что средства, составляющие КФВВ и КФОД, принадлежат ГрСРО на праве собственности. При этом, как видно из содержания статьи, это право (и правомочие пользования, и правомочие распоряжения средствами) весьма сильно ограничено законом в публичных интересах.

5. В комментируемой статье (ч. 14) определены правовые последствия в отношении компенсационных фондов, наступающие при исключении ГрСРО из государственного реестра ГрСРО. В этом случае средства указанных фондов подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам членов такой организации (об основаниях возникновения такой ответственности см. комментарий к ст. ст. 60 и 60.1).

При этом дальнейшее развитие ситуации может быть разным. В том случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо прекратили свое существование в виде хозяйствующих субъектов, денежные средства остаются на указанном специальном счете и их целевой режим не меняется. В случае если субъект становится членом другой ГрСРО, в соответствии с п. 16 комментируемой статьи он вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение ГрСРО с заявлением о перечислении данных средств на счет ГрСРО, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО. В этом случае выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ осуществляется в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ в срок не позднее трех рабочих дней после уплаты вступительного взноса и перечисления указанных выше денежных средств на счет ГрСРО, о членстве в которой заявляет индивидуальный предприниматель (юридическое лицо).

Комментируемая статья (ч. 17) определяет, что решение вопросов, связанных с перечислением средств компенсационных фондов на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, регламентируется особым образом, а именно порядком взаимодействия Национального объединения и ГрСРО. В настоящее время действует Приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 г. N 643/пр, которым определен указанный Порядок. В частности, установлены следующие действия.

Национальное объединение в течение трех рабочих дней с даты регистрации уведомления Ростехнадзора об исключении сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО направляет в такую организацию обращение, содержащее:

— требование о представлении заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений ГрСРО из государственного реестра ГрСРО;

— требование о перечислении в Национальное объединение в полном объеме средств компенсационного фонда ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО с указанием реквизитов банковского счета для их зачисления;

— требование о передаче в Национальное объединение дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено.

К обращению прилагается уведомление о прекращении членства ГрСРО в Национальном объединении ГрСРО.

ГрСРО, сведения о которой исключены из государственного реестра ГрСРО, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения представляет заверенную копию реестра ГрСРО и перечисляет средства компенсационного фонда на указанный в обращении Национального объединения ГрСРО банковский счет. О факте зачисления средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение ГрСРО уведомляет Минстрой РФ в течение пяти рабочих дней с даты зачисления указанных средств.

В случае непредставления ГрСРО заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра Национальное объединение СРО рассчитывает минимальный размер средств компенсационного фонда ГрСРО на основании сведений, содержащихся в Едином реестре членов ГрСРО. При отсутствии сведений о членах исключенной ГрСРО в Едином реестре членов ГрСРО Национальное объединение обращается в Ростехнадзор о предоставлении сведений из государственного реестра ГрСРО на дату исключения ГрСРО из государственного реестра. В случае отказа или непринятия мер по переводу средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение вправе обратиться в органы прокуратуры для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Исключенная ГрСРО передает дела членов ГрСРО, а также дела лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, в Национальное объединение ГрСРО не позднее десяти рабочих дней с даты регистрации названного выше обращения. Передача дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, оформляется актом с приложением описи, подписываемым ответственными должностными лицами исключенной ГрСРО и Национального объединения ГрСРО.

В Приказе Минстроя России N 643/пр также определен порядок взаимодействия Национального объединения и членов исключенной ГрСРО по поводу средств компенсационных фондов. Установлено, что данные лица (далее — заявители) вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены ГрСРО, являющейся членом Национального объединения ГрСРО.

Заявление о перечислении средств компенсационного фонда направляется заявителем в Национальное объединение ГрСРО и должно содержать:

1) наименование исключенной ГрСРО, членом которой являлся заявитель;

2) наименование ГрСРО, являющейся членом Национального объединения СРО, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в члены которой вступил заявитель (далее — действующая ГрСРО), ее регистрационный номер в государственном реестре ГрСРО и реквизиты ее банковского счета, на котором размещены средства ее компенсационного фонда и на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда ГрСРО.

К заявлению прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления ГрСРО о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены ГрСРО и о выдаче свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Национальное объединение в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей ГрСРО либо отказывает в перечислении таких средств. Основанием для отказа в перечислении средств является:

— непоступление на счет Национального объединения ГрСРО средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО;

— отсутствие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестре членов ГрСРО или Едином реестре членов ГрСРО.

Данный отказ не препятствует повторному обращению юридического лица или индивидуального предпринимателя в Национальное объединение с заявлением о перечислении средств, когда обстоятельство, послужившее основанием для такого отказа, будет устранено.

Также установлено, что перечисление средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО осуществляется Национальным объединением в размере уплаченного заявителями взноса в компенсационный фонд исключенной ГрСРО, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей ГрСРО (смысл данного ограничения состоит в том, чтобы исключить возможность неосновательного обогащения со стороны недобросовестных ГрСРО).

В случае внесения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд действующей ГрСРО до перечисления на счет такой ГрСРО средств компенсационного фонда поступившие от Национального объединения ГрСРО денежные средства подлежат перечислению указанным лицам.

После перечисления средств компенсационного фонда ГрСРО по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей повторное обращение с заявлениями не допускается.