Статья 55.13 ГрК РФ (действующая редакция). Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов

1. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

2. В рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль:

1) за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций;

2) за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

3. Если деятельность члена саморегулируемой организации связана с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса, контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода. При применении риск-ориентированного подхода расчет значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, осуществляется по методике, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

4. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации.

5. Контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется саморегулируемой организацией в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год.

6. Саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

7. При проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.

8. Если по результатам проверки, указанной в части 6 настоящей статьи, саморегулируемой организацией установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, саморегулируемая организация в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

9. В случае, если член саморегулируемой организации не представил необходимых документов, указанных в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса, саморегулируемая организация вправе самостоятельно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, получить необходимую для проведения такой проверки информацию из единой информационной системы, содержащей реестр контрактов, заключенных заказчиками.

10. Саморегулируемая организация в целях обеспечения защиты законных интересов своих членов имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, одной из сторон которых является член саморегулируемой организации.

11. Саморегулируемая организация имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок.

Комментарий к Ст. 55.13 ГрК РФ

1. В настоящей статье определен предмет контроля, осуществляемого ГрСРО за деятельностью своих членов. Как следует из содержания статьи, предметом контроля выступает соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требований:

— к выдаче свидетельств о допуске;

— стандартов ГрСРО и правил саморегулирования;

— технических регламентов.

Более подробно деятельность ГрСРО по контролю урегулирована в документах, разрабатываемых и утверждаемых самой ГрСРО (например, см. Правила контроля в области саморегулирования Ассоциации СРО «Строители Черноземья», утв. общим собранием НП СРОС «Строители Воронежской области» от 28 апреля 2015 г., протокол N 19 <177>).
———————————
<177> URL: srosvo.ru/wp-content/uploads/2015/Правила-контроля-ПР-09-15.pdf (дата обращения: 28.02.2017).

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, контроль за деятельностью членов ГрСРО в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется ГрСРО при приеме в члены СРО, а также не реже чем один раз в год. Это правило соответствует положениям ст. 55.6 ГрК РФ, согласно которой для приема в члены ГрСРО индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в ГрСРО документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Изучение содержания указанных документов и является мероприятием по первичному контролю. В дальнейшем контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым ГрСРО, как правило, на календарный год.

В настоящее время сложилась следующая практика: годовой план утверждается коллегиальным исполнительным органом ГрСРО, размещается на официальном сайте ГрСРО и направляется в региональное управление Ростехнадзора. Основанием для проведения проверки конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица является приказ единоличного исполнительного органа ГрСРО, основанный на указанном выше плане проверок. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются выявленные в ходе проверки несоответствия вместе с рекомендациями по их устранению. К акту выездной проверки, как правило, прилагаются карты контроля, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, протоколы отбора материалов, объяснения работников организации (индивидуального предпринимателя), на которых возлагается ответственность за нарушения и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один экземпляр акта с копиями приложений передается представителю организации, в отношении которой проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Второй экземпляр акта передается на рассмотрение в подразделение ГрСРО (например, контрольный комитет) для принятия соответствующего решения. По результатам проверки выносится решение, которое вручается уполномоченному представителю члена ГрСРО под расписку об ознакомлении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо посредством факсимильной связи.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ГрСРО материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Поскольку невыполнение требований к выдаче свидетельств означает в то же самое время нарушение условий членства в ГрСРО, по результатам указанной проверки к члену ГрСРО могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, указанные в ст. 55.15 ГрК РФ.

3. Следует иметь в виду, что новая редакция указанной статьи, вступающая в силу 1 июля 2017 г., существенно уточняет предмет контроля со стороны ГрСРО, относя к нему:

— соблюдение членами ГрСРО требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением ГрСРО;

— исполнение членами ГрСРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В новой редакции комментируемой статьи (ч. 3) предусмотрено также, что если деятельность члена ГрСРО связана с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, то контроль ГрСРО за деятельностью своих членов осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода. При применении риск-ориентированного подхода расчет значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, осуществляется по методике, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Как отмечают исследователи, суть риск-ориентированного подхода состоит в «дифференциации интенсивности проверок хозяйствующих субъектов в зависимости от риска причинения вреда общественным отношениям от результатов деятельности соответствующих поднадзорных субъектов» <178>. В настоящее время названная выше методика пока не утверждена, хотя существует Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», в котором установлены самые общие правила на этот счет.
———————————
<178> Домрачев Д.Г., Кожевников Д.А. Риск-ориентированный подход в сфере контрольно-надзорной деятельности административных органов РФ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. N 7.

В связи со сказанным выше в ближайшее время стоит ждать, что Минстрой России разработает и утвердит соответствующую методику, в которой будет реализован риск-ориентированный подход и которую смогут взять на вооружение ГрСРО, отразив нововведения в своих стандартах и правилах.

4. Необходимо отметить, что новая редакция указанной статьи, вступающая в силу 1 июля 2017 г., уточняет и расширяет предмет контрольно-проверочных мероприятий, проводимых ГрСРО. В ч. 6 указано, что ГрСРО в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом ГрСРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена ГрСРО по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.

Если по результатам данной проверки ГрСРО установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом ГрСРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, ГрСРО в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с ч. ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ уровня ответственности члена ГрСРО по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена ГрСРО, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена. В случае если член ГрСРО не представил необходимые документы, указанные в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ, ГрСРО вправе самостоятельно в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, получить необходимую для проведения такой проверки информацию из единой информационной системы, содержащей реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Кроме того, в дополнение к указанным новеллам комментируемая статья будет содержать нормы, согласно которым ГрСРО в целях обеспечения защиты законных интересов своих членов имеет право в установленном законодательством РФ порядке подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, одной из сторон которых является член ГрСРО.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ ГрСРО также наделяется правом осуществлять общественный контроль в сфере закупок. Это положение отсылает к норме ст. 102 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее — общественный контроль) в соответствии с законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Общественный контроль осуществляется на основе принципов, определенных в ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».

В силу указанных норм ГрСРО будут наделены субъективными правами:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.