Статья 46.8 ГрК РФ (действующая редакция). Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья

1. Участником аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (далее также в настоящей статье — аукцион), за исключением случаев определения иных требований к участникам аукциона Правительством Российской Федерации, может быть признано юридическое лицо, соответствующее следующим обязательным требованиям:

1) осуществление юридическим лицом деятельности в качестве застройщика не менее чем три года при условии, что совокупный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, составляет не менее чем минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, установленный в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи и предусмотренный извещением о проведении аукциона;

2) членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о введении внешнего управления или продлении его срока, о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства на день подачи заявки на участие в аукционе;

4) неприостановление деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;

5) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и в реестре недобросовестных участников аукциона, ведение которого осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, сведений о юридическом лице (в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;

6) соблюдение юридическим лицом нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

7) отсутствие у юридического лица недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника аукциона, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Заявитель считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято;

8) отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и административного наказания в виде дисквалификации.

2. В случае, если участником аукциона является юридическое лицо, выступающее стороной договора простого товарищества, требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются в следующем порядке:

1) требования, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, применяются в совокупности в отношении лиц, являющихся сторонами договора простого товарищества. При этом каждое лицо, являющееся стороной такого договора, обязано удовлетворять хотя бы одному из указанных требований в полном объеме;

2) требования, предусмотренные пунктами 3 — 8 части 1 настоящей статьи, применяются в отношении каждого лица, являющегося стороной договора простого товарищества.

3. Требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, являются едиными для участников аукциона. Установление требований к участникам аукциона, если эти требования не предусмотрены частью 1 настоящей статьи, не допускается.

4. Минимальный объем ввода многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья определяется как максимальная площадь многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, которые могут быть построены на предоставляемом по результатам такого аукциона земельном участке в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом.

5. Минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию при проведении аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья определяется как отношение максимальной площади многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены в границах территории, подлежащей комплексному освоению, в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом, к сроку, на который заключается данный договор.

6. В целях подтверждения выполнения предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи требований к участникам аукциона заявители представляют в установленный извещением о проведении аукциона срок следующие документы:

1) копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, копии актов приемки объектов капитального строительства (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, копии документов, подтверждающих ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, по установленной в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» форме федерального статистического наблюдения;

2) выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является заявитель.

7. Заявители декларируют в письменной форме соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 3 — 8 части 1 настоящей статьи. При этом соответствие заявителя требованию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, декларируется в части подтверждения отсутствия решения арбитражного суда о введении внешнего управления или о продлении его срока, о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

8. Организатор аукциона в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также вправе проверить соответствие заявителей требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 46.8 ГрК РФ

1. Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, проведение которого регламентировано ст. 46.7 ГрК РФ, определены в отдельной статье Кодекса.

Частью 1 комментируемой статьи предусмотрены общие требования к участникам аукциона на право заключения соответствующих договоров в целях строительства жилья экономического класса. Правительством РФ могут быть установлены иные требования к участникам аукциона.

Данные требования являются едиными для участников аукциона. Установление требований к участникам аукциона, если эти требования не предусмотрены ч. 1 настоящей статьи, не допускается (ч. 3 комментируемой статьи). Данное положение связано с тем, что установление к участникам аукциона различных требований могло бы способствовать недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Установление различных требований к участникам аукциона подпадало бы под предусмотренные законодательством России признаки ограничения конкуренции, определенные в п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к участникам аукциона комментируемой статьей:

1) лицо должно осуществлять деятельность в качестве застройщика не менее чем три года с соблюдением требований к минимальному объему ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию (ч. ч. 4 и 5 настоящей статьи). Установление требований в части срока осуществления деятельности в качестве застройщика и совокупного объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства преследует цель допустить к участию в аукционе только стабильно работающих застройщиков;

2) у лица должно иметься свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, строительство которых предусмотрено договором, право на заключение которого является предметом аукциона. Свидетельство о допуске выдается ГрСРО. Базовые положения о саморегулируемых организациях определены ФЗ «О саморегулируемых организациях». Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регулируется главой 6.1 ГрК РФ (см. комментарий к ст. ст. 55.6, ГрК РФ и др.);

3) лицо не должно находиться в состоянии ликвидации и в отношении его не должны вестись процедуры банкротства.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Вопросы ликвидации юридического лица регулируются ст. 61 ГК РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (абзац 2 ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Об отдельных процедурах банкротства, в том числе внешнем управлении, конкурсном производстве, см. главы VI, VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4) деятельность лица не должна быть приостановлена в порядке, установленном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в аукционе. Порядок административного приостановления деятельности регулируется ст. 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания;

5) сведения о лице должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и в реестре недобросовестных застройщиков в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ст. 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062, Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211.

Глава 6.2 «Реестр недобросовестных застройщиков» Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» признана утратившей силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты РФ». Из ч. 3 ст. 11 данного Закона следует, что сведения о лицах, включенных в реестр недобросовестных застройщиков (за период с 31 декабря 2012 г. и до дня вступления в силу указанного Федерального закона о внесении изменений), вносятся в реестр недобросовестных участников аукциона, предусмотренный ст. 39.12 ЗК РФ;

6) лицом должны быть соблюдены нормативы оценки финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством РФ (ч. 5 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»).

Положение о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 233. Согласно п. 5 указанного Положения расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов РФ. Инструкция о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика утверждена Приказом ФСФР России от 30 ноября 2006 г. N 06-137/пз-н;

7) у лица должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника аукциона, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, либо решения о наличии таких недоимок и задолженностей должны находиться в процессе обжалования.

Обязательные платежи — это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (абз. 5 ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (абз. 17 п. 2 ст. 11 НК РФ);

8) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера лица должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также к ним не должны быть применены наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и административное наказание в виде дисквалификации.

Преступления в сфере экономики предусмотрены разделом VIII УК РФ, которая включает преступления против собственности (глава 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК РФ).

Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных на более мягкие виды наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных на лишение свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении 3 лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных на лишение свободы за тяжкие преступления, — по истечении 8 лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении 10 лет после отбытия наказания (ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ). Судимость также может быть снята с лиц, отбывших наказание, актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ) или актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ).

Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено ст. 47 УК РФ.

Применение дисквалификации регламентировано ст. 3.11 КоАП РФ.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены особенности применения указанных требований к участнику аукциона, выступающему стороной договора простого товарищества.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п. 1 ст. 1041 ГК РФ).

2. Частями 4 и 5 комментируемой статьи предусмотрены правила определения минимального объема ввода многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки в эксплуатацию при проведении аукциона:

1) при проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса указанный объем определяется как максимальная площадь многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, которые могут быть построены на предоставляемом по результатам такого аукциона земельном участке в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом;

2) при проведении аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса он определяется как отношение максимальной площади многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, которые могут быть построены в границах территории, подлежащей комплексному освоению, в соответствии с максимальными значениями предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренных градостроительным регламентом, к сроку, на который заключается данный договор.

Объем ввода таких домов в эксплуатацию связан с предельными параметрами разрешенного строительства. Такие параметры определяются градостроительным регламентом, который включает в себя правила землепользования и застройки (п. 3 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ). Согласно п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Такие параметры могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (ч. 1 ст. 38 ГрК РФ).

Важно отметить, что с 1 января 2017 г. перечень предельных параметров является закрытым <107>.
———————————
<107> Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ признан утратившим силу п. 5 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, которым предусматривались «иные показатели», которые могли включаться в градостроительный регламент в качестве предельных параметров.

На практике встречаются случаи смешения требований, установленных ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи, с положениями п. 6 ч. 8 ст. 46.7 ГрК РФ, что является недопустимым.

Пример: в ходе рассмотрения дела был проанализирован тот факт, что в п. 1.1 раздела «Требования к участникам аукциона» извещения о проведении торгов установлен минимальный объем ввода многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, рассчитанный не в соответствии с ч. 5 ст. 46.8 ГрК РФ, а в размере минимальной общей площади жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона, установленной во исполнение п. 6 ч. 8 ст. 46.7 ГрК РФ.

Указанные действия организатора торгов привели к несоблюдению порядка рассмотрения заявок на участие в торгах на предмет соответствия их требованиям, установленным ст. 46.8 ГрК РФ. Таким образом, суд пришел к выводу, что комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям был нарушен порядок организации и проведения торгов, установленный п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 46.8 ГрК РФ.

Довод заявителя о том, что указанные расчеты произведены на основании информации, представленной главным управлением архитектуры и градостроительства администрации, не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают организатора торгов от обязанности утвердить извещение о проведении торгов, содержащее сведения в соответствии с требованиями ст. 46.8 ГрК РФ (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015).

3. Частью 6 комментируемой статьи установлено требование к застройщику о представлении документов для подтверждения соответствия установленным требованиям. От него требуется представить:

1) копии:

— разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию (определение содержится в ч. 1 статья 55 Градостроительного кодекса РФ);

— актов приемки объектов капитального строительства (за исключением случая, когда застройщик является лицом, осуществляющим строительство) за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком по договору строительного подряда оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Унифицированная форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100. Соответствующая форма применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве, в частности КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта», КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией». Отдельные вопросы о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11 разъяснены в письме Росстата от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381.

При этом следует отметить, что согласно информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы);

— документов, подтверждающих ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, по установленной форме федерального статистического наблюдения.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»). Соответствующие сведения представляются по форме N С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений» (форма утверждена Приказом Росстата от 4 сентября 2014 г. N 548 (приложение N 15 к указанному Приказу)). Приказом Росстата от 13 января 2016 г. N 6 утверждены указания по заполнению формы N С-1;

2) выписку из реестра членов ГрСРО, членом которой является заявитель, с указанием сведений о наличии у заявителя свидетельства о допуске, указанного в ч. 1 комментируемой статьи.

Порядок ведения реестра членов ГрСРО установлен в ст. 55.17 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье).

4. Частью 7 комментируемой статьи предусмотрено требование к заявителям о декларировании в письменной форме соответствия отдельным требованиям, которые предъявляются к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

Речь идет о декларировании сведений, подтверждающих финансовую устойчивость компаний и отсутствие судимостей у исполнительных органов соответствующих юридических лиц. В декларации следует подтвердить отсутствие следующих решений арбитражных судов:

1) о введении внешнего управления;

2) о признании юридического лица несостоятельным (банкротом);

3) об открытии конкурсного производства.

5. Частью 8 комментируемой статьи на организатора аукциона возложена обязанность проверить факт внесения сведений о заявителях в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абзац второй п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506). Таким образом, соответствующие сведения следует запрашивать в ФНС России.

В России ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы (п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Сведения и документы о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлены п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, установлены п. 2 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы по общему правилу являются открытыми и общедоступными. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе представляются в том числе в виде выписки из соответствующего государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации (ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Приказом Минфина России от 15 января 2015 г. N 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, организатору аукциона предоставлено право проверять соответствие заявителей требованиям, которые предъявляются к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.