Статья 46.7 ГрК РФ (действующая редакция). Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья

1. Решение о проведении аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (далее также в настоящей статье — аукцион) принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на заключение данных договоров в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Организатором аукциона наряду с исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, указанными в части 1 настоящей статьи, может являться специализированная организация, действующая на основании договора с указанными органами.

3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в части 1 настоящей статьи, определяют начальную цену предмета аукциона и условия договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья. Указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе и размер такого обеспечения.

4. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину снижения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).

5. Участниками аукциона могут быть юридические лица, соответствующие требованиям, указанным в статье 46.8 настоящего Кодекса.

6. Аукцион проводится путем снижения начальной цены предмета аукциона, указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона», который не может превышать три процента начальной цены предмета аукциона.

7. Начальная цена предмета аукциона определяется как цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которого является предметом аукциона, подлежат продаже или передаче по договорам купли-продажи стандартного жилья или договорам участия в долевом строительстве стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам. Начальная цена предмета аукциона устанавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в части 1 настоящей статьи, в размере, не превышающем восьмидесяти процентов рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности не ранее чем за тридцать дней до даты опубликования извещения о проведении аукциона, или максимальной цены стандартного жилья, установленной Правительством Российской Федерации в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, если такая цена установлена Правительством Российской Федерации на дату принятия решения о проведении аукциона.

8. Извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения:

1) предмет аукциона;

2) сведения о земельном участке, который предоставляется для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и который на момент принятия решения о проведении аукциона должен находиться в государственной или муниципальной собственности и быть необремененным правами третьих лиц;

3) сведения об исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, и о реквизитах такого решения;

4) сведения об организаторе аукциона;

5) место, дата, время и порядок проведения аукциона;

6) минимальное количество жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых является предметом аукциона, и (или) минимальная общая площадь таких жилых помещений, за исключением случаев, если в соответствии с данным договором все жилые помещения должны соответствовать условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат продаже или передаче на условиях, предусмотренных данным договором;

7) начальная цена предмета аукциона;

8) «шаг аукциона»;

9) способ и размер обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

10) форма заявки на участие в аукционе, порядок приема заявок, адрес места приема заявок, даты и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

11) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, банковские реквизиты счета организатора аукциона для перечисления указанных денежных средств, если решением о проведении аукциона предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе;

12) требования к участникам аукциона в соответствии со статьей 46.8 настоящего Кодекса;

13) размер арендной платы за земельный участок;

14) сведения о наличии ограничений (обременений), установленных в отношении земельного участка;

15) технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, к сетям инженерно-технического обеспечения, размер платы за подключение (технологическое присоединение), если предметом аукциона является право на заключение договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

16) примерный перечень мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, которые будут построены в границах территории, подлежащей комплексному освоению в целях строительства стандартного жилья, к сетям инженерно-технического обеспечения, примерные затраты на осуществление таких мероприятий и источники финансирования этих затрат, если предметом аукциона является право на заключение договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

17) сведения об исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления и о юридических лицах, осуществляющих в соответствии с частью 3 статьи 46.5 и частью 3 статьи 46.6 настоящего Кодекса отдельные права и обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые должны заключить договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по данному договору.

9. Извещение о проведении аукциона размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного в этом извещении земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

10. Обязательными приложениями к размещенному на официальном сайте в сети «Интернет» извещению о проведении аукциона являются:

1) проект договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

2) проект договора аренды земельного участка, предоставляемого для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья;

3) проект договора подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случае проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья.

11. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте в сети «Интернет» и опубликовывается в соответствии с частью 9 настоящей статьи организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия такого решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить лиц, подавших заявки на участие в аукционе, об отказе в проведении аукциона.

12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный извещением о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме. В случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе, в заявке должны быть указаны банковские реквизиты счета для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе;

2) документы, указанные в частях 6 и 7 статьи 46.8 настоящего Кодекса;

3) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе.

13. Организатор аукциона не вправе требовать представление документов, которые не указаны в части 12 настоящей статьи.

14. Прием заявок на участие в аукционе прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается в день ее поступления заявителю.

15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

16. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.

17. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление определенных в части 12 настоящей статьи документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое не соответствует установленным статьей 46.8 настоящего Кодекса требованиям к участникам аукциона.

18. Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, которые не предусмотрены частью 17 настоящей статьи, не допускается.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

19. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол рассмотрения заявок должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, о датах подачи заявок, о внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средствах, если решением о проведении аукциона установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и не позднее чем на следующий день после дня его подписания размещается на официальном сайте в сети «Интернет».

20. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в их отношении решениях не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

21. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наименьшую цену предмета аукциона.

22. Результаты аукциона оформляются протоколом о результатах аукциона, который составляется в форме электронного документа и подписывается организатором аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона протокол о результатах аукциона направляется победителю аукциона и размещается на официальном сайте в сети «Интернет». В протоколе о результатах аукциона указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

23. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, заключается с победителем аукциона в срок не ранее чем через десять дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети «Интернет», но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной победителем аукциона.

24. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается не состоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и подавший указанную заявку заявитель соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, информация о соответствии единственной заявки на участие в аукционе и подавшего ее заявителя всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона размещается на официальном сайте в сети «Интернет» в течение одного рабочего дня со дня ее рассмотрения. Такой заявитель не ранее чем через десять дней со дня размещения этой информации на официальном сайте в сети «Интернет», но не позднее чем через тридцать дней со дня ее размещения вправе заключить договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с таким заявителем на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.

25. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается не состоявшимся. Если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, такой участник аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» протокола рассмотрения заявок, но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения вправе заключить договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с таким участником аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.

26. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более низкую цену предмета аукциона, аукцион признается не состоявшимся. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем единственного участника аукциона, такой участник аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» протокола о результатах аукциона, но не позднее чем через тридцать дней со дня его размещения вправе заключить договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, обязаны заключить данный договор с таким участником аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по начальной цене предмета аукциона.

27. В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя аукциона от заключения данного договора, или заключить данный договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, в срок не ранее чем через тридцать дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети «Интернет», но не позднее чем через пятьдесят дней со дня его размещения на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене предмета аукциона, предложенной таким участником аукциона.

28. Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья заключается с победителем аукциона или иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с частями 24 — 27 настоящей статьи, одновременно с заключением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и указанного в извещении о проведении аукциона.

29. До заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, победитель аукциона или лицо, имеющее право на заключение данных договоров в соответствии с частями 24 — 27 настоящей статьи, должны предоставить обеспечение исполнения данного договора.

30. При заключении договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, изменение условий данного договора на основании соглашения сторон данного договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

31. В случае, если решением о проведении аукциона предусмотрено требование об обеспечении заявок на участие в аукционе, организатор аукциона обязан вернуть внесенные в качестве такого обеспечения денежные средства:

1) заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок;

2) заявителю, отозвавшему свою заявку на участие в аукционе, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации отзыва заявки. При этом в случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок указанные денежные средства возвращаются в порядке, установленном для участников аукциона, не победивших в нем;

3) заявителям в течение пяти рабочих дней со дня принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об отказе в проведении аукциона;

4) участникам аукциона, не победившим в нем, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона;

5) победителю аукциона в течение пяти рабочих дней со дня подписания договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, и договора аренды соответствующего земельного участка;

6) лицам, имеющим право на заключение договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья в соответствии с частями 24 — 26 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня признания аукциона несостоявшимся.

32. Победителю аукциона, уклонившемуся от заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья и (или) договора аренды соответствующего земельного участка, денежные средства, внесенные таким победителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются.

33. В случае, если договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых являлось предметом аукциона, не был заключен в сроки, предусмотренные настоящей статьей, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.

34. Минимальное количество жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, право на заключение которых является предметом аукциона, и (или) минимальная общая площадь таких жилых помещений, за исключением случаев, если в соответствии с данным договором все жилые помещения должны соответствовать условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат продаже или передаче на условиях, предусмотренных данным договором, устанавливаются не ниже указанных значений, определенных субъектами Российской Федерации, при условии, что указанные значения определены субъектами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 46.7 ГрК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, предусмотренных ст. ст. 46.5 и 46.6, комментируемой статьей.

Согласно ч. 1 статьи решение о проведении аукциона принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на заключение данных договоров (см. комментарий к ст. ст. 46.5, 46.6). Следует также учитывать, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности, установленные ГрК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Данные органы определяют начальную цену предмета аукциона и условия договора, который планируется заключить по его итогам (ч. 3). Предусмотрено право исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе и размер такого обеспечения.

Организатором аукциона наряду с указанными органами публичной власти может являться действующая на основании договора с указанными органами специализированная организация (ч. 2). Организатор устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, «шаг аукциона» (величина снижения начальной цены предмета аукциона), который не может превышать 3% начальной цены предмета аукциона (ч. 6).

Участники аукциона (юридические лица) должны соответствовать требованиям, установленным ст. 46.8 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье).

2. Частью 6 комментируемой статьи предусмотрен только один способ проведения аукциона — путем снижения начальной цены предмета аукциона. Выбор иного способа проведения аукциона является незаконным.

Порядок определения начальной цены предмета аукциона определен в ч. 7 статьи.

Начальная цена аукциона определяется как цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, которые представляют собой предмет договора, право на заключение которого является предметом аукциона. Данные объекты должны соответствовать Условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, которые утверждены Приказом Минстроя России от 5 мая 2014 г. N 223/пр.

Начальная цена предмета аукциона устанавливается органом, принимающим решение о проведении аукциона, в размере, не превышающем:

1) либо 80% рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений, определенной в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности не ранее чем за 30 дней до даты опубликования извещения о проведении аукциона <106>;
———————————
<106> Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).

2) либо максимальной цены жилья экономического класса, установленной Правительством РФ в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, если такая цена установлена Правительством РФ на дату принятия решения о проведении аукциона.

3. Частями 8 — 10 комментируемой статьи предусмотрены требования к извещению о проведении аукциона.

Часть 8 устанавливает сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в извещении. Отсутствие таких сведений в извещении является серьезным нарушением порядка проведения аукциона.

Пример: судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что организатором торгов в извещении о проведении торгов не указана информация о порядке проведения аукциона, поскольку ссылка на положения ст. 46.7 ГрК РФ, указанная в извещении о проведении аукциона, к такой информации не относится. Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт наличия в действиях организатора торгов нарушения п. 10 ч. 8 ст. 46.7 ГрК РФ является подтвержденным. Соответствующее обстоятельство послужило основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным решения УФАС и предписания об аннулировании торгов (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015).

Частью 9 комментируемой статьи предусмотрено требование к организатору аукциона в срок не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона:

1) разместить извещение о проведении аукциона на официальном сайте в сети Интернет — torgi.gov.ru (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 «Об определении официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»);

2) обеспечить опубликование извещения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного в этом извещении земельного участка.

Исполнение каждого из указанных требований является обязательным. В любом случае извещение должно содержать сведения, предусмотренные в ч. 8 комментируемой статьи.

Пример: организатор торгов обжаловал в суде предписание антимонопольного органа, указывая, что ссылка антимонопольного органа на ненадлежащую публикацию извещения о проведении торгов в газете правового значения не имеет, поскольку извещение надлежащим образом опубликовано на официальном сайте в сети Интернет администрации города.

Суд пришел к выводу, что указанный вывод противоречит материалам дела, из которых следует, что извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, что является нарушением ч. 9 ст. 46.7 ГрК РФ. Соответствующее обстоятельство послужило основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным решения УФАС и предписания об аннулировании торгов (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015).

В ч. 10 комментируемой статьи предусмотрен закрытый перечень обязательных приложений к размещенному на официальном сайте в сети Интернет извещению о проведении аукциона. Несоблюдение указанных требований дает основания для аннулирования торгов.

Пример: суд установил, что в проекте договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, являющегося приложением к торгам, отсутствуют сведения о конкретном земельном участке, сроке договора аренды, размере арендной платы. Между тем в силу п. 2 ч. 10 ст. 46.7 ГрК РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте в сети Интернет извещению является проект договора аренды земельного участка, предоставляемого для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса. Пунктом 2 ч. 8 ст. 46.7 ГрК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о земельном участке, предоставляемом для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса. Из системного толкования указанных норм следует, что к извещению о проведении аукциона о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса должен быть приложен проект договора аренды определенного извещением о проведении торгов земельного участка.

На этом основании суд сделал вывод, что действия организатора торгов по размещению на официальном сайте торгов в приложении к извещению проекта договора аренды земельного участка, не содержащего существенных условий договора, в том числе сведений о земельном участке, сроке аренды земельного участка, размере арендной платы, не соответствуют п. 2 ч. 10 ст. 46.7 ГрК РФ (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015).

В ч. 11 установлены правила относительно публикации извещения об отказе в проведении аукциона. Орган публичной власти, принявший решение о проведении аукциона, может впоследствии принять решение об отказе в его проведении, но не позднее чем за 15 дней до дня его проведения. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте в сети Интернет (torgi.gov.ru) и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

4. Частью 12 комментируемой статьи предусмотрена обязанность заявителей представить в установленный извещением о проведении аукциона срок определенные документы. В первую очередь это заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме, а также иные документы, перечень которых является закрытым. Требование о представлении иных (не предусмотренных указанным перечнем) документов является незаконным (ч. 13 комментируемой статьи). Требования комментируемой статьи должны быть учтены в извещении о проведении аукциона.

Пример: судом было установлено, что извещение о проведении аукциона не содержит сведений о порядке приема заявок, в том числе сведений о перечне документов, представляемых для участия в торгах, в соответствии с ч. 12 ст. 46.7 ГрК РФ; порядке возврата заявки, поступившей после истечения срока приема заявок, отзыва заявки, оформления заявок. В нарушение ч. 12 ст. 46.7 ГрК РФ извещение о проведении торгов не содержит требования к претендентам на участие в торгах о представлении в составе заявки документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, при условии что организатором торгов установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015).

Системное прочтение ч. ч. 9 и 14 комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что период приема заявок на участие в аукционе не может быть меньше 25 дней со дня размещения (опубликования) извещения о проведении аукциона. Прием заявок на участие в аукционе прекращается не ранее чем за 5 дней до дня проведения аукциона.

Предусмотренное ч. 15 комментируемой статьи требование о том, что один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе, направлено на недопущение ограничения конкуренции. Заявитель вправе отозвать принятую организатором аукциона заявку (ч. 16).

Частью 17 комментируемой статьи предусмотрены случаи, в которых заявитель не допускается к участию в аукционе. Следует отметить, что перечень таких случаев является исчерпывающим (ч. 18). Отказ заявителю в допуске к участию в аукционе по иным основаниям является незаконным. Всего определено три основания:

1) непредставление необходимых документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (если установлено требование об обеспечении заявки на участие в аукционе).

Пример: суд первой инстанции установил, что в извещении о проведении аукциона было указано, что сумма, составляющая обеспечение заявки на участие в аукционе, вносится в валюте РФ на указанный счет организатора и должна поступить до дня окончания приема документов для участия в аукционе. Поскольку датой окончания приема заявок на участие в торгах является 19 августа 2015 г. (до 17.00 ч.), то из буквального толкования положений извещения о проведении торгов следует, что последний день поступления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе — 18 августа 2015 г., при условии что дата рассмотрения заявок на участие в аукционе — 20 августа 2015 г. В связи с этим организатором торгов фактически сокращен срок приема заявок на участие в торгах, установленный извещением о проведении торгов.

Таким образом, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, установленный организатором торгов в извещении о проведении аукциона, не соответствует положениями ст. 46.7 ГрК РФ и может привести к сокращению срока подачи заявок на участие в торгах, определенного в извещении (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2016 г. по делу N А76-24481/2015);

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим установленным ст. 46.8 ГрК РФ требованиям к участникам аукциона.

Рассмотрение заявок на участие в аукционе должно протоколироваться организатором торгов, протокол подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет (torgi.gov.ru). Требования к ведению протокола установлены ч. 19 комментируемой статьи. Перечень сведений, подлежащих включению в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, является исчерпывающим.

Аналогично ч. 22 настоящей статьи предусматривает оформление результатов аукциона протоколом, устанавливает требования к содержанию такого протокола. Перечень содержащихся в протоколе о результатах аукциона сведений является исчерпывающим.

Частью 20 комментируемой статьи предусмотрено требование об уведомлении заявителей, признанных участниками аукциона, и заявителей, не допущенных к участию в аукционе. Такие уведомления должны быть направлены не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

5. Частями 21 — 27 определяются правила заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых являлось предметом аукциона, с победителем аукциона или лицом, имеющим право на заключение соответствующего договора.

Частью 21 комментируемой статьи предусмотрен способ определения победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наименьшую цену предмета аукциона. Данный способ определения победителя является единственным. Выбор иного способа определения победителя следует считать незаконным.

С победителем аукциона в срок не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте в сети Интернет (torgi.gov.ru) и не позднее чем через 30 дней со дня его размещения заключается договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона. Частью 23 комментируемой статьи предусматриваются требования к заключению такого договора: по цене предмета аукциона, предложенной его победителем, на условиях, указанных в извещении.

Часть 24 комментируемой статьи определяет случаи признания аукциона несостоявшимся:

1) в аукционе участвовал только один участник;

2) при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона;

3) не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более низкую цену предмета аукциона.

Следует отметить, что перечень случаев признания аукциона несостоявшимся является исчерпывающим. Признание аукциона несостоявшимся в иных случаях является незаконным.

Частями 25 и 26 предусмотрено право единственного допущенного к участию в аукционе заявителя или единственного участника аукциона заключить договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, и установлены правила определения такого лица и заключения договора в таких случаях.

Частью 27 комментируемой статьи предусмотрено разрешение ситуации, при которой победитель аукциона уклонился от заключения договора. У органа, принявшего решение о проведении аукциона, есть право: 1) обратиться в суд с требованием о возмещении убытков (по вопросу возмещения убытков см. Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»); 2) заключить данный договор с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

Частью 28 комментируемой статьи предусмотрено положение о заключении договора с победителем аукциона или лицом, имеющим право на заключение соответствующего договора, одновременно с договором аренды земельного участка. С момента заключения договора аренды арендатор становится правообладателем земельного участка и может защищать свои права в судебном порядке.

Частью 29 комментируемой статьи к победителю аукциона или лицу, имеющему право на заключение соответствующего договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, предъявляется требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам аукциона.

Частью 30 комментируемой статьи исключается внесение изменений в договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона, при его заключении на основании соглашения сторон данного договора или по требованию одной из его сторон.

6. Частью 31 комментируемой статьи предусмотрены случаи, в которых осуществляется возврат внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе денежных средств. Перечень таких случаев является исчерпывающим. При этом следует учесть, что победителю аукциона, уклонившемуся от заключения договора, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (ч. 32).

7. Частью 33 комментируемой статьи предусмотрено положение о возможности проведения повторного аукциона (в том числе на иных условиях), если в установленные сроки не был заключен договор, право на заключение которого являлось предметом аукциона.

8. Частью 34 комментируемой статьи предусмотрено требование о том, что минимальное количество жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором, право на заключение которого является предметом аукциона согласно настоящей статье, и (или) минимальная общая площадь таких жилых помещений не могут быть установлены ниже значений, определенных субъектами РФ, при условии реализации ими соответствующей компетенции.