Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

4. Утратила силу.

5. Утратила силу.

5.1. Утратила силу.

6. Утратила силу.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Утратила силу.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

14. Утратила силу.

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Комментарий к Ст. 24 ГрК РФ

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана округа соответствует общим принципам подготовки и утверждения документов территориального планирования, установленных комментируемым Кодексом.

Отличительной чертой порядка утверждения генеральных планов поселения или округа является проведение процедуры публичных слушаний. Введенный Кодексом механизм публичных слушаний направлен на учет интересов населения при осуществлении территориального планирования на уровне поселения или городского округа. В то же время механизм публичных слушаний не включен в состав действий по согласованию генеральных планов, а представляет собой самостоятельное действие, урегулированное ст. 28 Кодекса (см. комментарий к статье).

Настоящей статьей установлен ряд полномочий главы местной администрации.

Общие положения о главе местного самоуправления и главе местной администрации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно указанному Закону глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с комментируемой статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

— избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

— в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

— в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

— не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

— в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 указанного выше Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом:

— представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

— подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

— издает в пределах своих полномочий правовые акты;

— вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

— смерти;

— отставки по собственному желанию;

— отрешения от должности в соответствии со ст. 74 данного Федерального закона;

— признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

— вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

— выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

— прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

— отзыва избирателями;

— установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

— досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

— смерти;

— отставки по собственному желанию;

— расторжения контракта в соответствии с ч. 11 комментируемой статьи;

— отрешения от должности в соответствии со ст. 74 данного Федерального закона;

— признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

— вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

— выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

— прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

— призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

— представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

— высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

— главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в ч. 6 комментируемой статьи, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Пункт 18 комментируемой статьи предусматривает исключение из общего правила об обязательном рассмотрении проекта генерального плана на публичных слушаниях. Цель законодателя в данном случае может быть сведена к намерению упростить процедуру изменения черты поселения для целей жилищного строительства и создания (определения) рекреационных зон.

В том, что касается толкования указанной нормы, можно задать, в частности, вопрос относительно того, распространяются ли данные правила только на случаи изменения границ в сторону увеличения общей площади населенного пункта или в равной степени они должны применяться и при уменьшении площади. Буквальное толкование нормы заставляет сделать вывод о том, что правило об отмене публичных слушаний должно действовать при любом варианте изменения границ населенного пункта в определенных п. 18 комментируемой статьи целях.

В целом затруднения при применении данной нормы могут вызывать обстоятельства, например, связанные с тем, что на территории, где предполагается изменить границы населенного пункта, могут оказаться жилые пристройки или земельные участки, предоставленные достаточно большому числу граждан (например, участки, предоставленные для ведения садоводства или огородничества). Иных, помимо публичных слушаний, механизмов учета интересов граждан и юридических лиц при принятии градостроительных решений, предусмотренных данным нормативным правовым актом, может оказаться недостаточно для разрешения конфликтных ситуаций.

Заметим также, что термин «зоны рекреационного назначения» употребляется только в настоящем Кодексе. Земельный кодекс РФ, определяя состав земель населенных пунктов (ст. 85 ЗК Российской Федерации), устанавливает понятие «рекреационные зоны» как вид территориальных зон, устанавливаемых в населенном пункте согласно градостроительным регламентам. Понятие «рекреационные зоны» употребляется и в других нормативных правовых актах (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Считаем, что для преодоления разночтений зоны рекреационного назначения следует рассматривать как рекреационные зоны.

Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Второй комментарий к Статье 24 Градостроительного кодекса

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что утверждение генеральных планов находится в компетенции представительных органов местного самоуправления поселения, городского округа.

1 января 2015 г. вступили в силу положения Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, наделяющие:

— органы государственной власти субъекта РФ правом региональным законом осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (см. п. 1 комментария к ст. 20 ГрК РФ);

— органы местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по решению ряда вопросов местного значения сельских поселений, в том числе по утверждению генеральных планов таких поселений.

Таким образом, утверждение генеральных планов может находиться в компетенции представительных органов местного самоуправления муниципальных районов, иных органов власти в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главами местной администрации поселения, городского округа.

С учетом обстоятельств, изложенных в п. 1, решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений могут приниматься главой местной администрации муниципального района, иными лицами в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, согласно которым подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (см. комментарий к ст. 9 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта РФ и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.

Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения субъекта РФ применяются в целях уточнения местоположения планируемого размещения объектов регионального значения при подготовке проекта генерального плана.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

В отсутствие утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования, разработанных с учетом вышеуказанных предельных значений, соответствующие расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта генерального плана.

Согласно ч. 4 ст. 29.2 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, объектами благоустройства территории населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

Вышеуказанные расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта генерального плана.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусматривает проведение публичных слушаний и рассмотрение предложений заинтересованных лиц.

При подготовке проектов генеральных планов в целях изучения общественного мнения также могут применяться методы социологических исследований, такие как «контент-анализ» и опросы (см. п. 2 комментария к ст. 20).

4. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает обязательность учета в процессе подготовки генеральных планов ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия. Зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии со ст. 1 ГрК РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

С 1 января 2017 г. сведения обо всех утвержденных зонах с особыми условиями использования территорий, включая описание местоположения границ таких зон и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, должны содержаться в реестре границ Единого государственного реестра недвижимости (см. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

5. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со ст. 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» определены правила согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменения в такие проекты с федеральными органами исполнительной власти, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (см. п. 2 комментария к ст. 18 ГрК РФ).

6. Часть 10 комментируемой статьи наделяет заинтересованных лиц правом представить свои предложения по проекту генерального плана.

Важно, чтобы в решении о подготовке проекта генерального плана, а также решении о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений и (или) в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, устанавливающих состав, порядок подготовки документов территориального планирования поселения, городского округа, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов, был определен порядок направления и рассмотрения предложений заинтересованных лиц (см. п. 4 комментария к ст. 20 ГрК РФ).

7. Части 11 — 13 комментируемой статьи регламентируют вопросы проведения публичных слушаний при подготовке проекта генерального плана.

Проведение публичных слушаний является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных ч. 18 комментируемой статьи.

Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением; их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта (см. Определение КС РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О).

По мнению С.А. Помещиковой, публичные слушания могут и должны стать важной формой прямой и обратной связи между гражданами и представительными и исполнительными органами местного самоуправления, формой влияния граждан, общественности на содержание решений, принимаемых органами муниципальных образований <33>.
———————————
<33> См.: Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичных слушаниях // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 26 — 29.

Для этого должна быть обеспечена взаимосвязь проекта с предложениями участников публичных слушаний, содержанием протокола и заключения публичных слушаний; поступившие предложения в обязательном порядке должны быть отмечены в протоколе, а в заключении должна быть дана оценка предложениям и должны содержаться рекомендации уполномоченному лицу по принятию решения в отношении рассматриваемого проекта <34>.
———————————
<34> См.: Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичных слушаниях // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 26 — 29.

При этом нельзя не отметить некоторые особенности, характеризующие публичные слушания в области градостроительной деятельности.

К моменту проведения публичных слушаний проект генерального плана фактически выполнен и представляет собой сложный комплексный документ с множеством внутренних связей, нарушение или изменение которых может повлечь его значительную переработку, включая изменение уже согласованных проектных решений. В связи с этим возникает мотивация на получение минимального количества предложений и максимально возможное отклонение поступивших предложений. Для этого применяются различные способы и методы, не всегда правовые, что вызывает негативную оценку института публичных слушаний.

Д.А. Ястребов и О.Т. Ларин, рассматривая проблемы реализации института публичных слушаний на примере г. Москвы, отмечают, что «чиновники на местах часто превращают публичные слушания в профанацию: оповещают об их проведении с опозданием, проводят собрание их участников в маленьких и душных помещениях…» <35>.
———————————
<35> Ястребов Д.А., Ларин О.Т. Проблемы реализации института публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности в условиях «градостроительного конфликта». URL: sovremennoepravo.ru/m/news/view/Проблемы-реализации-института-публичных-слушаний-по-вопросам-регулирования-градостроительной-деятельности-в-условиях-градостроительного-конфликта (дата обращения: 28.02.2017).

Проверка Общероссийским народным фронтом в октябре 2016 года сайтов муниципальных образований на предмет размещения информации о публичных слушаниях по градостроительным вопросам показала, что всем критериям, предъявляемым к размещению информации о публичных слушаниях по градостроительным вопросам, соответствует только 14% проверенных сайтов <36>.
———————————
<36> Информирование населения о публичных слушаниях необходимо совершенствовать. Пресс-служба ОНФ. URL: ridus.ru/news/236218.html (дата обращения: 28.02.2017).

По итогам Форума действий Общероссийского народного фронта в 2013 г. Президентом России было дано поручение Правительству РФ подготовить совместно с Общероссийским народным фронтом предложения по совершенствованию законодательства РФ в части, касающейся повышения роли граждан в принятии градостроительных решений, включая развитие института публичных слушаний по градостроительной деятельности <37>.
———————————
<37> Информирование населения о публичных слушаниях необходимо совершенствовать. Пресс-служба ОНФ. URL: ridus.ru/news/236218.html (дата обращения: 28.02.2017).

До внесения в законодательство соответствующих изменений органам власти необходимо уделять особое внимание точному соблюдению норм ГрК РФ, совершенствовать региональное и местное законодательство, регулирующее проведение публичных слушаний.

Также представляется целесообразным использовать более эффективные формы взаимодействия с населением, предполагающие сбор и оценку предложений заинтересованных лиц на предпроектных («нулевых») этапах и ранних этапах проектирования.

В настоящее время в градостроительном проектировании применяется и активно развивается такой инструмент учета мнения населения, как общественное участие.

Под общественным участием в принятии решений подразумевается процесс взаимодействия между лицом (или группой лиц), принимающим решение, и заинтересованными сторонами с целью принятия эффективного управленческого решения <38>. Е.Я. Власкина, рассматривая комплексные социологические исследования в управлении развитием территорий, отмечает, что цель общественного участия — принятие управленческого решения с учетом мнения заинтересованных сторон, позволяющего предотвратить или снизить до минимума возможные экономические, социальные и экологические риски <39>.
———————————
<38> См.: Общественное участие: проектный подход: Учебное пособие / Составитель С.В. Костарев. Омск, 2012. С. 6 — 22.

<39> См.: Власкина Е.Я. Комплексные социологические исследования в управлении развитием территорий. URL: itpgrad.ru/node/1703 (дата обращения: 28.02.2017).

Тренд на повышение роли граждан в принятии градостроительных решений прослеживается в результатах Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России, где победителем в номинации «Лучший генеральный план» стал проект генерального плана, разработанный в соответствии с принципами общественного участия <40>. Жюри высоко оценило последовательную многоэтапную работу по вовлечению жителей в процесс, вариантное проектирование и совместное принятие ключевых решений <41>.
———————————
<40> См.: Объявлены победители Первого ежегодного градостроительного конкурса. Официальный сайт Минстроя России. URL: minstroyrf.ru/press/obyavleny-pobediteli-pervogo-ezhegodnogo-gradostroitelnogo-konkursa/ (дата обращения: 28.02.2017).

<41> Генеральный план Мегиона победил в конкурсе Минстроя в номинации «Лучший генеральный план города». URL: itpgrad.ru/node/1606 (дата обращения: 28.02.2017).

Важная роль в процессе общественного участия отводится способам обеспечения открытости и обратной связи. Доступность информации и оперативность взаимодействия рекомендуется обеспечивать за счет применения современных технологий, в том числе Интернета.

Законопроект, подготовленный Минстроем России, планирует заменить институт публичных слушаний на институт общественных обсуждений. Общественные обсуждения планируют проводить с оповещением об их начале, размещением проекта на портале местных властей, с протоколом по итогам и доступом к обсуждению вне Интернета, следует из документа <42>.
———————————
<42> Минстрой разработал законопроект о реформе публичных слушаний. URL: pravo.ru/news/view/132379/ (дата обращения: 28.02.2017).

Реализация предлагаемого подхода уже осуществляется на практике. Так, Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утв. решением Симферопольского городского совета от 28 августа 2016 г. N 888, широко обсуждался с общественностью в ходе градостроительного проектирования (включая «нулевой» этап). Для обсуждения проекта использовались специально созданный интернет-портал, социальные сети <43>. Информирование населения о ходе реализации проекта осуществлялось на официальном сайте органов местного самоуправления <44>.
———————————
<43> См.: Страница информирования горожан о ходе разработки нового генерального плана, 2015 — 2016. URL: simforpeople.itpgrad.ru/#rec4755715 (дата обращения: 28.02.2017); Генеральный план Симферополя. В контакте. URL: vk.com/genplan_simf (дата обращения: 28.02.2017).

<44> См., например: В администрации города Симферополя идет обсуждение проекта Генерального плана крымской столицы. URL: simadm.ru/press/government/3805/ (дата обращения: 28.02.2017).

8. Часть 15 комментируемой статьи указывает на то, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

9. Часть 16 комментируемой статьи наделяет органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц правом представить главе местной администрации поселения, городского округа предложения о внесении изменений в генеральный план. Специфика реализации данного права соответствует специфике рассмотренного выше права представления предложений по проекту генерального плана.

10. Часть 17 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому внесение изменений в генеральный план должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными для подготовки проекта генерального плана.