Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района

1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;

2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;

2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.

2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.

4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.

5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.

7. В случае непоступления от указанных в части 6 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.

8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.

Комментарий к Ст. 21 ГрК РФ

Принципы и порядок согласования схем территориального планирования муниципального района в целом не отличаются от общих принципов и порядка согласования иных схем территориального планирования, утвержденных настоящей главой. При этом следует обратить внимание на то, что схемы территориального планирования муниципального района, исходя из положений комментируемой статьи, не подлежат согласованию с федеральными органами государственной власти.

Исходя из вопросов согласования, указанных в п. 1 комментируемой статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченными федеральными органами государственной власти. Порядок такого согласования устанавливается нормативным актом Правительства РФ. Однако нормативный акт, утверждающий такой порядок Правительством РФ, до настоящего времени не установлен.

Согласно ЛК РФ границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Причем границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. При этом к землям лесного фонда, которые упомянуты в комментируемой статье, ЗК РФ относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Понятие лесного фонда и режим его использования и охраны установлены ЛК РФ.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Кодексом.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Исходя из положений ЛК РФ, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

При этом в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений — городские леса; землях сельских поселений.

Определение земель обороны и безопасности дано ЗК РФ. Согласно ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным комментируемым Кодексом, федеральными законами.

Земли особо охраняемых природных территорий определяются исходя из положений ЗК РФ, а также на основе положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются дирекциям этих организаций на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков и не нарушает режима использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Под землями сельскохозяйственного назначения, согласно ЗК РФ, понимаются земли за чертой поселений (населенных пунктов), предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При этом на основании ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с комментируемым Кодексом и иными федеральными законами. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются комментируемым Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Второй комментарий к Статье 21 Градостроительного кодекса

1. Части 1 — 4 комментируемой статьи содержат перечень вопросов, которые могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

Частью 5 комментируемой статьи установлено, что вышеуказанный перечень вопросов является исчерпывающим и иные вопросы не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

При этом Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований предусмотрена проверка проекта схемы территориального планирования муниципального района на предмет:

— соответствия проекта схемы территориального планирования муниципального района положениям ГрК РФ в части наличия сведений, предусмотренных ст. 19 ГрК РФ;

— соответствия Требованиям к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793;

— соответствия Требованиям к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утв. Приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. N 127;

— соответствия стратегии пространственного развития РФ, стратегиям социально-экономического развития макрорегионов, приоритетным национальным проектам, межгосударственным программам, федеральной адресной инвестиционной программе, федеральным целевым программам, ведомственным целевым программам;

— учета зон территориального развития, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, игорных зон и иных частей территории РФ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены особенности правового регулирования;

— учета расположения месторождений полезных ископаемых, осваиваемых на основании действующих лицензий на право пользования недрами;

— учета территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, согласование проекта схемы территориального планирования в случае планируемого размещения на территории муниципального района объектов федерального значения согласно вышеуказанному порядку представляет проверку такого проекта на предмет:

— определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения;

— отсутствия противоречий со схемами территориального планирования РФ в соответствующих областях;

— соответствия стратегиям (программам) развития отдельных отраслей экономики, приоритетным национальным проектам, межгосударственным программам, планам и программам субъектов естественных монополий, предусматривающим создание объектов федерального значения, решениям органов государственной власти и иных распорядителей федерального бюджета, предусматривающим создание объектов федерального значения.

2. Части 6 — 12 комментируемой статьи устанавливают срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района, описывают процесс согласования и его результаты.