Статья 20 ГрК РФ (действующая редакция). Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района

1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Утратила силу.

5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.

6. Утратила силу.

7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.

8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.

9. Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 20 ГрК РФ

Порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования муниципального района аналогичен порядку подготовки схем территориального планирования на уровне Российской Федерации и субъекта РФ (см. комментарии к соответствующим статьям).

Представительный орган местного самоуправления, обладающий рядом полномочий, не только на основании Кодекса, но и преимущественно на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является органом местного самоуправления, избираемым непосредственно населением.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном комментируемой статьей; может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

— утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

— определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

— определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

— определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

— определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

— контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае:

— принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

— вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

— преобразования муниципального образования.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления относятся также:

— изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов;

— изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений;

— изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений;

— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований;

— разделение муниципального района.

Кроме того, представительный орган местного самоуправления принимает решение о местном референдуме, назначает муниципальные выборы, инициирует публичные слушания, собрания граждан, осуществляет иные полномочия.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

В случаях, предусмотренных данным Законом, полномочия представительного органа может исполнять сход граждан.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие положения об органах местного самоуправления в целом.

Так, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в том случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

При отсутствии предусмотренной данным Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Порядок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения, указанный в п. 3 комментируемой статьи, до настоящего времени не утвержден Правительством РФ.

Согласно ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.

Второй комментарий к Статье 20 Градостроительного кодекса

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что утверждение схемы территориального планирования муниципального района находится в компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района.

1 января 2015 г. вступило в силу положение Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, наделяющее органы государственной власти субъекта РФ правом региональным законом осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Более 30 субъектов РФ воспользовалось своим правом и приняли законы, осуществляющие перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти.

Некоторыми из указанных законов на уровень региона были переданы полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования муниципальных образований.

Так, Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 г. N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в ст. 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования.

Законом Приморского края от 18 ноября 2014 г. N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края перераспределены на срок полномочий законодательного собрания Приморского края пятого созыва. В числе перераспределенных полномочий предусмотрены подготовка и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов.

В некоторых случаях причиной передачи полномочий по утверждению градостроительной документации на уровень региона стало неудовлетворительное качество ранее утвержденных документов.

В этой связи вопросы отмены ранее утвержденной градостроительной документации, а также внесения изменений в такую документацию приобретают особую актуальность.

Н.В. Верхотина отмечает, что в настоящее время не урегулирован вопрос об отмене муниципальных правовых актов и о внесении изменений в ранее принятые акты органов местного самоуправления по вопросам переданных полномочий <28>.
———————————
<28> См.: Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации. URL: justicemaker.ru/view-article.php?id=13&art=5288 (дата обращения: 28.02.2017).

По мнению эксперта, вследствие передачи указанных полномочий ни органы местного самоуправления муниципальных образований, ни органы исполнительной власти края в настоящее время не смогут внести изменения в уже принятые документы территориального планирования муниципальных образований (органы местного самоуправления — в связи с отсутствием в настоящее время таких полномочий, органы исполнительной власти — в связи с отсутствием полномочий по изменению и отмене муниципальных правовых актов) <29>.
———————————
<29> См.: Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации. URL: justicemaker.ru/view-article.php?id=13&art=5288 (дата обращения: 28.02.2017).

Вопрос отмены органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на утверждение градостроительной документации в результате перераспределения полномочий, градостроительной документации, ранее утвержденной органом местного самоуправления, в административном порядке законодательством в настоящее время не урегулирован.

Судебная процедура отмены градостроительной документации зависит от юридической природы такой документации.

Согласно абзацу 1 п. 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Таким образом, отмена схемы территориального планирования муниципального района должна осуществляться по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов.

При этом ранее утвержденные органами местного самоуправления схемы территориального планирования могут быть признаны недействующими полностью или в части по административному иску уполномоченного в результате перераспределения полномочий органа государственной власти субъекта РФ только в случаях, если такие схемы:

— нарушают права, свободы и законные интересы граждан;

— приняты с нарушением нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, процедуру принятия и введения в их действие;

— не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Следует отметить, что согласно ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. С истечением установленного срока полномочия возвращаются к органам местного самоуправления, а значит, возникнет аналогичная вышеуказанной проблема, но уже связанная с отменой органами местного самоуправления схем территориального планирования муниципальных районов, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ в рамках перераспределения полномочий.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает возможность внесения изменений в ранее утвержденные схемы территориального планирования муниципального района решениями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных на утверждение таких схем в результате перераспределения.

Следовательно, единственным способом корректировки ранее утвержденных решений будут являться разработка и утверждение соответствующей схемы территориального планирования в новой редакции. При этом вопрос отмены ранее утвержденной схемы территориального планирования муниципального района сохраняется. По общему правилу такая схема будет действовать в части, не противоречащей схеме территориального планирования муниципального района, утвержденной в новой редакции.

Правовая неопределенность в вопросах отмены ранее утвержденной градостроительной документации, внесения изменений в такую документацию препятствует формированию единой политики управления, развитию агломерационных процессов на территории субъектов РФ, противоречит принципам, изложенным в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ, согласно которым передача какой-либо функции органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требования, согласно которым подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (см. комментарий к ст. 9 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта РФ и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.

Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения субъекта РФ применяются в целях уточнения местоположения планируемого размещения объектов регионального значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района при наличии в составе муниципального района межселенной территории и при условии планирования размещения на ней таких объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

В отсутствие утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования, разработанных с учетом вышеуказанных предельных значений, соответствующие расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района.

Согласно ч. 3 ст. 29.2 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.

Вышеуказанные расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусматривает рассмотрение предложений заинтересованных лиц.

В правоприменительной практике суды, рассматривая вопрос об обязательности учета предложений заинтересованных лиц при подготовке схемы территориального планирования муниципального района, указывают на то, что учет соответствующих предложений является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.

Пример: глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального района во включении в документы территориального планирования муниципального района в качестве перспективных для производственной деятельности принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, и обязании включить эти земельные участки в схему территориального планирования муниципального района в качестве земель промышленности и иного специального назначения, а также признании незаконным отказа Администрации муниципального района в признании шести принадлежащих заявителю земельных участков перспективными для включения их в черту населенных пунктов и обязании Администрации предусмотреть данные земли в схеме территориального планирования района для осуществления на них индивидуального жилищного строительства. Согласно материалам дела соответствующие предложения главы крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке ч. 2 ст. 20 ГрК РФ были учтены Администрацией муниципального района, в связи с чем письмами заявителю были разъяснены мотивы, по которым в принятии данных предложений было отказано. Федеральный арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства на решение Арбитражного суда, указал, что орган местного самоуправления вправе, а не обязан учитывать предложения заинтересованных лиц в схеме территориального планирования, и оставил обжалуемое решение без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А62-5521/2009).

При подготовке проектов схем территориального планирования муниципальных районов в целях изучения общественного мнения также могут применяться методы социологических исследований, такие как контент-анализ и опросы.

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой <30>.
———————————
<30> См.: Власкина Е.Я. Комплексные социологические исследования в управлении развитием территорий. URL: itpgrad.ru/node/1703 (дата обращения: 28.02.2017).

При проведении данного анализа могут, например, изучаться тематизированные в средствах массовой информации стороны жизни муниципального образования: инфраструктура, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития и др.

Опрос — это метод сбора информации, основанный на взаимодействии анкетера с респондентами <31>.
———————————
<31> Методика разработки инструментария социологического исследования // Социология: методическая помощь студентам и аспирантам. URL: smolsoc.ru/ (дата обращения: 28.02.2017).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со ст. 21 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» определены правила согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменения в такие проекты с федеральными органами исполнительной власти, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (см. п. 2 комментария к ст. 18 ГрК РФ).

4. Часть 5 комментируемой статьи наделяет заинтересованных лиц правом представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.

Решение о подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района, а также решение о подготовке предложений о внесении в схему территориального планирования муниципального района изменений принимаются органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Как правило, такое решение принимается главой местной администрации муниципального района.

Важно, чтобы в вышеуказанном решении и (или) в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, устанавливающих состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципального района, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов, был определен порядок направления и рассмотрения предложений заинтересованных лиц.

Так, согласно п. 4.3 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования Тобольского муниципального района и сельских поселений, порядке подготовки изменений и внесения их в такие документы, утв. Постановлением Администрации Тобольского муниципального района от 4 сентября 2015 г. N 48, в решении о подготовке проекта схемы территориального планирования района должен указываться срок для подачи предложений заинтересованных лиц, а также способ направления таких предложений.

Представляется целесообразным в соответствующих правовых актах указывать также срок рассмотрения направленных предложений. В случае если такой срок не будет установлен, предложения заинтересованных лиц будут рассматриваться органом местного самоуправления в общем порядке. Напомним, что срок рассмотрения обращений граждан согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Представляется, что эффективная работа с заинтересованными лицами должна осуществляться в условиях сокращенных сроков рассмотрения направленных обращений.

В связи с тем что проект схемы территориального планирования не подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, этап рассмотрения предложений приобретает особое значение как средство обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

5. Часть 7 комментируемой статьи указывает на то, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.

Следует отметить, что Пленум ВАС РФ, рассматривая вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, на примере ч. 7 комментируемой статьи указал, что в случае, когда федеральным законом предусмотрено обжалование нормативного правового акта в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»).

6. Часть 8 комментируемой статьи наделяет органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц правом представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района. Специфика реализации данного права соответствует специфике рассмотренного выше права представления предложений по проекту схемы территориального планирования муниципального района.

7. Часть 9 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными для подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района.